Карелия побила рекорд по числу заявившихся на губернаторские выборы: претендуют сразу 13 кандидатов от партий. Это глава республики Артур Парфенчиков (ЕР), депутат горсовета Петрозаводска Андрей Рогалевич (СРЗП), депутаты заксобрания Евгений Ульянов (КПРФ), Александр Паккуев (ЛДПР), предприниматель Михаил Фёдоров («Новые люди»), Денис Базанков («Российская партия свободы и справедливости»), Анна Дмитриева («Казачья партия»), Анатолий Дударин («Демократическая партия России»), Иван Кадаяс («Родина»), Павел Нестеров («Коммунисты России»), Валерий Таборов («Партия пенсионеров»), Дмитрий Фабрикантов («Партия Роста») и Сергей Ярлыков («Зелёная альтернатива»).

Карелию отличает не только число заявившихся на выборы, но и их организованность: как сообщал ранее «Клуб Регионов», сразу девять из них подали документы в избирком в первый день начала кампании. Политологи по-разному оценивают шансы участников на регистрацию, но не сомневаются, что в выигрыше в итоге окажется Парфенчиков.

Политолог Олег Реут предполагает, что рекорд Карелии по числу претендентов, выдвинутых на должность губернатора, довольно скоро обернется неприятным антирекордом по количеству незарегистрированных кандидатов. По его словам, далеко не все партии, выдвинувшие своих кандидатов, хоть как-то участвуют в политической жизни региона, следовательно, своей депутатской базы для прохождения муниципального фильтра у них нет. «У «Партии пенсионеров» и «Новых людей» вообще нет депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на местных выборах глав муниципальных образований. Депутатов от ЛДПР можно пересчитать по пальцам. Самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр могут только два кандидата – Артур Парфенчиков и Андрей Рогалевич. Даже кандидату от КПРФ Евгению Ульянову необходима помощь со стороны избирательного штаба административного кандидата. Важно понимать, что контроль состава зарегистрированных кандидатов предполагает практику централизованного сбора подписей депутатов одновременно в поддержку действующего главы республики и его спарринг-партнеров. Таких мундепов распределяют между кандидатами и привозят к нотариусу, при этом сами подписи собираются в количестве, превышающем требуемое и возможное к сдаче в избирательную комиссию Карелии», – говорит собеседник «Клуба Регионов».

Политолог из Петрозаводска Александр Ильин считает, что малые партии используют выборы главы Карелии для того, чтобы формально подтвердить свою активность и не лишиться регистрации, а также чтобы повысить свою узнаваемость для будущих кампаний. «Надеюсь, что не все кандидаты от малых партий будут отсеяны хотя бы для того, чтобы они посмотрели на свои результаты и уровень поддержки», – сказал эксперт.

Кандидат в губернаторы от эсеров Андрей Рогалевич не исключает, что присутствие такого большого числа кандидатов может быть заслугой политтехнологов главы республики, но допускает, что партии просто решили заявить о себе. Он, впрочем, считает, что пройти мунфильтр смогут примерно 25% от заявившихся претендентов. Сам Рогалевич, по его словам, нужные подписи уже собрал, в том числе за счет независимых кандидатов. Рассуждая о возможности конкурентной борьбы, он признал: «По узнаваемости Парфенчикова не переплюнет ни один из выдвинутых кандидатов. Но у «Справедливой России» достаточно неплохой процент узнаваемости, потому что наша партия достаточно сильна по количеству депутатов в сельских советах. Коммунисты известны за счет федерального бренда. Думаю, и сами эти партии, и кандидаты от них избирателям так или иначе известны, но социология у нас будет к 27 июля [последний срок для передачи подписных листов в избирком]».

При этом Рогалевич считает, что против альтернативных кандидатов на этих выборах власти будут использовать весь имеющийся административный ресурс – даже больше, чем на выборах в парламент республики в 2021г. «Уже сейчас мы видим, что Парфенчиков ездит по районам как действующий глава, но по факту ведет предвыборную кампанию. Где-то уже посыпались деньги, что недоступно мне или моему коллеге по КПРФ, мы же не можем приехать куда-то и сказать: «Выделяем вам деньги из резервного фонда республики». Так что админресурс уже включен», – заявил он.

Потенциально большое число зарегистрированных кандидатов значительно ослабит результат представителей системных оппозиционных партий, поскольку они зачастую дублируют идеологические базы друг друга, так что в первую очередь такая ситуация выгодна провластному кандидату, говорит аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов Пётр Колчин. Что же касается прохождения муниципального фильтра, то, несмотря на почти полную зависимость соперников Парфенчикова от доброй воли «Единой России», маловероятно, что представителям крупных парламентских партий не дадут зарегистрироваться, считает политолог: «Все-таки это может спровоцировать электорат этих партий и усилить протестное голосование. Так что все крупные игроки, на мой взгляд, будут допущены, но электоральные позиции Парфенчикова в результате станут только крепче».

Александр Ильин прогнозирует, что разрыв между первым местом, которое займет Парфенчиков, и вторым составит не меньше 20% голосов. «Но результат голосования также будет зависеть и от внешнеполитической обстановки. Если у России будут заметные военные успехи на Украине, тогда поддержка Парфенчикова будет существенней. Если же начнутся экономические трудности, то может начаться молчаливый протест, и тогда разница между первым и вторым местом может сократиться. Ведь, согласно теории революции, она возникает не тогда, когда все плохо, а когда ожидания от изменений не соответствуют скорости этих изменений», – поделился прогнозом политолог.

Для того чтобы навязать Парфенчикову реальную конкуренцию, у его оппонента должна быть «в одних аспектах абсолютно выверенная, практически идеальная кампания, а в других – современная, яркая и нестандартная», говорит Олег Реут. «Пока ни у одного из кандидатов не вижу настолько крутой команды, чтобы восхищаться их технологическими решениями, медийной или организационной составляющей. Нет сильного контента, нет глубины. Нет инновационных решений, нет драйва. Нет даже безупречного позиционирования кандидатов. Никто не предлагает такого видения будущего Карелии, чтобы массовый избиратель согласился», – резюмировал эксперт.