Депутаты Госсовета Коми не хотят делить с главой республики Владимиром Уйбой ответственность за провальные решения, а также ждут его скорую отставку, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Валерий Прохоров, комментируя демарш парламента. Накануне 13 из 24 депутатов отказались согласовывать предложение Уйбы о назначении зампреда правительства Антона Виноградова первым вице-премьером.
– Чем можно объяснить поведение депутатов?
– Тут есть две причины. Первая – это накопленное раздражение от членов команды Уйбы. Виноградов [с мая 2023 года он работает зампредом правительства и курирует инвестиционную политику] в свой актив записал около 16 инвестпроектов, но они были инициированы не им, а компаниями, которые работают в Коми, и далеко не все из них довольны взаимодействием с администрацией региона. Свои претензии вслух они не высказывают, потому что себе дороже, но с депутатами-то они общаются. Все понимают, что Виноградов пытается нарастить свой политический капитал и получить строчку в резюме, что он был первым замом, хотя ясно, что он не останется надолго в Коми.
Вторая причина – нарастание предэлекторальных процессов, связанных с выборами в Госсовет в 2025 году и слухами о ротации Уйбы, потому что уж сколько лет он в разных рейтингах демонстрирует динамичное падение. Видимо, депутаты не хотят разделять с ним ответственность, шансы на его второй срок они оценивают как крайне незначительные, поэтому хотят отстроиться, чтобы самим иметь хоть какие-то электоральные перспективы.
– В первую очередь, демарш депутатов бьет по Уйбе, а не Виноградову. Но за плечами губернатора множество других промахов и скандалов, и, кажется, что в Кремле за этим наблюдают так же спокойно, как следили за ошибками несогласованно выигравших выборы губернаторов Сипягина и Коновалова. Почему АП не поможет своему ставленнику и не отправит к нему антикризисного политтехнолога?
– Большое количество скандальных новостей, связанных с Уйбой, базируются на его глубоком убеждении в собственной непогрешимости и величии. Не каждый специалист сможет с ним работать, да и не каждый захочет. Кроме того, у Уйбы есть свои люди, на которых он эмоционально завязан, и я думаю, что они будут активно сопротивляться любому, кто будет предлагать какие-то новые мысли.
– В АП просто ждут, когда Уйба доработает свой срок, чтобы спокойно от него избавиться?
– Ситуация сложнее, потому что Уйба сам не с улицы пришел и по его персоне есть договоренности на уровне АП, о которых не принято писать. Помните, президент сказал, что у Уйбы «большие связи»? С другой стороны, для Коми сложно найти кандидата на замену, потому что деградация идет по инерции, начиная с Гапликова. Не думаю, что много выпускников школы губернаторов хотели бы поехать поднимать республику, что очень печально, потому что это моя малая родина.
– Неужели выпускнику школы губернаторов нельзя директивно заявить: «Ты едешь восстанавливать Коми»?
– Такие практики в АП, видимо, считают не очень успешными, иначе мы бы не видели феномен Георгия Филимонова [в Вологодской области], который представляет новый тип нового местного – не просто технократ, но яркий и энергичный эмпат, и то, что он из региона – не единственный его козырь. Ну а Коми – это национальная республика, протяженный разноукладный регион, зонированный крупными корпорациями, очень сложный в управлении. Одному человеку там не справиться, там очень важен фактор команды, но в последние годы многие специалисты оттуда уехали и не факт, что захотят вернуться. В общем для Коми нужен человек калибра не меньше, чем Турчак.
– Исходя из всего вышеперечисленного, сами вы какой прогноз дадите насчет отставки Уйбы?
– Думаю, что его отставка произойдет даже раньше 2025 года. Не думаю, что будут тянуть с этим, ведь в 2025-м надо будет и Госсовет выбирать, а еще там существует риск голосования за «красного» кандидата в лице депутата Госдумы Михайлова.