Глава Якутии Айсен Николаев открыл реконструированный аэропорт «Нерюнгри» в поселке Чульма Нерюнгринского района. Все работы на объекте проходили в рамках президентского проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Из федерального бюджета на проведение работ выделили более 9 млрд руб., это позволило обновить взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перроны, коммунальную инфраструктуру, построить новое служебно-пассажирское здание. «Мы долго шли к этому событию. Благодаря решениям правительства Российской Федерации, «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», который реализуется по поручению нашего президента Владимира Путина, проделана большая работа. Я искренне рад за нерюнгринцев, которые сегодня, спустя много десятилетий, получили настоящий аэровокзальный комплекс, достойный столицы Южной Якутии. Он, конечно, также позволит нам ускоренными темпами развивать эту территорию», – отметил Николаев на церемонии открытия.
«Нерюнгри» – десятый аэропорт, реконструированный в рамках президентской программы. До этого масштабные работы по модернизации провели в аэропортах в Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Жиганске, Сангарах, Хандыге, Черском и Якутске.
По количеству обновленных аэропортов регионального значения и объемам федеральной поддержки Якутия уверенно лидирует среди остальных регионов.
Успехи развития авиаинфраструктуры республики – это результат планомерной работы региональных властей на федеральном уровне, говорит председатель правления Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Алексей Ким. «Здесь им нужно отдать должное – в отличие от многих других регионов правительство Якутии проявляет высокую активность», – сказал эксперт. Именно авиаперевозки на сегодняшний день являются основным и круглогодичным способом связи между населенными пунктами, расположенными на огромном расстоянии друг от друга, продолжает Ким. Так, он напомнил, например, что от Якутска до поселка Черский на северо-западе региона, где в ноябре 2023г. тоже открылся обновленный аэропорт, 1,6 тыс. км, не связанных ни железной, ни постоянной автомобильной дорогами.
Что касается конкретно аэропорта «Нерюнгри», то он важен не только для Якутии, но и для других регионов ДФО, что подчеркивает важность его содержания на надлежащем уровне. «Во-первых, Нерюнгри – это самый большой город на юге Якутии, о востребованности там аэропорта можно судить по цифрам: до реконструкции пассажиропоток был на уровне 170-180 тыс. пассажиров в год, а сейчас, когда все объекты введены в строй, ожидается его увеличение до 300 тыс. человек в год. Во-вторых, этот аэропорт является запасным не только для аэропорта Якутска, но и для Чукотки, Магаданской области и, по-моему, даже для Камчатки», – отметил Ким. «Кроме того, Южная Якутия – это угольные месторождения, многие добывающие предприятия планируют и продолжают реализовывать в регионе свои крупные инвестиционные проекты, там расширяется БАМ. И в этом смысле Нерюнгри фактически становится уже транспортным хабом», – продолжает собеседник «Клуба Регионов».
По словам доктора экономических наук, директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, развитие транспортной инфраструктуры Якутии – это важная государственная задача, что объясняет особое отношение федерального центра к этому региону. «Якутия занимает чуть меньше одной пятой территории России, и, так или иначе, инфраструктурные проекты, которые у нас запускают, не могут обойти стороной этот регион. Поскольку это ворота и на Дальний Восток и в отдельные территории арктической зоны. Сейчас там наращивают объемы добычи самых разных полезных ископаемых, в этой связи и с учетом поворота на Восток, который обозначился в наших экономических отношениях, значимость связанности отдельных городов Якутии с другими регионами имеет важное значение. Кроме того, следует понимать, что республика находится в сложных природно-географических условиях, что диктует увеличение стоимости работ и товаров, которые локализуются на ее территории, поэтому без федеральной поддержки реконструкция тех или иных объектов будет затруднена», – сказал эксперт.
Климанов напомнил и о другом важном проекте в рамках развития транспортной инфраструктуры региона – строительстве моста через Лену в районе Якутска. «Это еще больше оживит экономические связи внутри республики», – уверен экономист.
Накануне, выступая с посланием к республиканскому парламенту, Николаев объявил, что строительство моста начнется в ближайшие месяцы. «Наша республика становится участником глобальных экономических процессов на Востоке. На международном форуме в Пекине «Один пояс – один путь» президент Владимир Путин обозначил новые международные транспортные коридоры, среди них – и якутский, который соединит Азиатско-Тихоокеанский регион с Северным морским путем. Одним из ключевых объектов восточной транспортной системы станет наш Ленский мост», – подчеркнул руководитель региона. Также немаловажно, что с вводом Ленского моста транспортная доступность в республике увеличится с 20 до 87%.
Алексей Ким не сомневается, что внутреннее авиасообщение в Якутии не утратит актуальности и после строительства моста через Лену. «Ленский мост обеспечит связь с Якутском населенных пунктов юга и востока Якутии, а также увеличит транспортную связанность восточных регионов страны. Возможно, он совсем немного повлияет на востребованность авиаперевозок на этой территории, ведь остается еще большое количество населенных пунктов в других районах республики, а они на сегодняшний день связываются лишь авиационным транспортом. Да и для бизнеса, который занимается добычей на юге, гораздо удобнее добираться до Нерюнгри напрямую из Москвы, а не лететь до Якутска и там пересаживаться», – пояснил эксперт. При этом Ким уточнил, что, по его мнению, спрос на авиаперевозки в Якутии сегодня пока превышает имеющиеся транспортные возможности.
Добавим, до конца 2023г. в Якутии откроют еще один обновленный аэропорт – в поселке Усть-Неры. А в 2024г. запустят аэропорты в Мирном, Олекминске и Полярном, где сейчас тоже обновляют взлетные полосы и всю остальную инфраструктуру.
В целом стоит отметить, что в Якутии реализуют широкую программу модернизации всех транспортных путей. Так, в рамках взаимодействия правительства республики с крупными компаниями, действующими в регионе, корпорации «Ростех» и «Селигдар» планируют вложить 375 млн долларов в создание круглогодичной дороги, обновить аэропорт Усть-Куйги и построить глубоководный порт в селе Найба; «Эльгауголь» к 2025г. собирается построить железную дорогу, которая свяжет Эльгинское месторождение и порт в Охотскм море. Другой важный проект – строительство автодороги «Яна», которое в 2024г. будет ускорено, сообщил Айсен Николаев в послании к Госсобранию. «Эта дорога свяжет огромные территории от Найбы на Северном Ледовитом океане до Хандыги на федеральной дороге «Колыма» с дальнейшим выходом к Охотскому морю. Это позволит вовлечь в хозяйственный оборот уникальные месторождения Северо-Востока Якутии, повысит транспортную доступность для жителей Арктики, радикально изменит логистику северного завоза», – заявил глава республики. Также он обратил внимание на масштабную реновацию речного флота, суда для которого будут строить и в самой Якутии на Жатайской судоверфи.