Глава комитета по законности и правопорядку парламента Татарии Шакир Ягудин обрушился на федеральный центр с критикой из-за позиции центра по поводу переименования должности главы республики и разграничения полномочий. «С какой стати федеральный закон вторгся в предмет конституционного регулирования?» – заявил он. Политолог Дмитрий Журавлёв «истерию» с татарской стороны объясняет нежеланием федерального центра продлевать договор с Казанью.

На прошедшей 24 апреля в Казани международной конференции «Современный российский федерализм и перспективы развития российского государства и права» депутат Госсовета Татарии Шакир Ягудин, который в Госсовете возглавляет комитет по законности и правопорядку, обрушился с критикой на федеральный центр из-за его позиции по поводу изучения национальных языков и наименования должности руководителя субъекта. По его словам, наименование высшего должностного лица республики – это элемент статуса республики, который определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики. «С какой стати федеральный закон вторгся в предмет конституционного регулирования? Вопрос остается открытым. В этом вопросе так же, как и в вопросе о добровольности или обязательности изучения родных и государственных языков республик, Татарстан настойчиво и терпеливо добивается проведения по нему согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции РФ», – приводит заявление Ягудина пресс-служба Госсовета.

Напомним, на сегодняшний день Татария остается единственным регионом России, который сопротивляется федеральному закону, в соответствии с которым все национальные республики до конца 2015г. должны были переименовать своих «президентов» в «глав».

Как считает политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв, никакие высказывания по поводу именования главы республики в Татарии невозможны без хотя бы молчаливого согласия губернатора Рустама Минниханова. При этом он считает, что подобные заявления будут продолжаться «очень долго». А вот сама проблема с наименованием должности руководителя субъекта вполне может быть решена уже в ближайшее время.

Как следует из слов Журавлёва, борьба Татарии за сохранение своего президента – это лишь верхушка айсберга за сохранение расширенных полномочий главы субъекта. «Все дело в том, что в основе этой проблемы лежит наличие договора [между федеральным центром и республикой]. Ведь почему меняют название, и почему они так в связи с этим расстраиваются? Не в связи же со словом. Они хотят иметь больше полномочий для руководителя региона, что традиционно связывается со словом «президент». И, может быть, сам титул и является предметом ведения региона, но вот количество полномочий, распределенных между регионом и Федерацией, – это уже, простите, предмет ведения Федерации», – отметил Журавлёв.

Собеседник «Клуба Регионов» подчеркнул, что переименование президентов национальных республик в глав подчеркивает статус главы государства, верховенство его власти. «И все это поняли, и до недавнего времени я думал, что и Татарстан все понимает правильно, хотя и не проявлял радости по этому поводу. Но оказалось, что не совсем и что в республике есть люди, которые считают, что за Татарстаном должно сохраниться особое положение. И оно до недавнего времени у него было, потому что он был единственным регионом, с которым сохранялся договор. Но, насколько я понимаю, он не будет пролонгирован. И отчасти истерика [со стороны республики] связана с этим. Это, я думаю, первая причина», – сказал Журавлёв. Второй причиной, по его мнению, являются довольно сложные отношения Минниханова с федеральным правительством из-за того, что он требует для Татарии существенной финансовой самостоятельности, отличной от той, что имеют остальные регионы. «Другой вопрос, что, может быть, у господина Минниханова уже нет возможности развернуть свою лодку в обратную сторону из-за того, что слишком много было наговорено, и сдаться на почетных условиях уже не удастся», – допустил Журавлёв.