Президент Татарстана Рустам Минниханов распорядился установить видеокамеры во всех помещениях отделов полиции республики в связи с ЧП в отделе «Дальний», где после допроса скончался 52-летний Сергей Назаров. Сам глава республики так и не выступил с официальным заявлением по поводу резонансного инцидента, за исключением записи в «Твиттере». На вопрос, почему казанская полиция позорит республику, Минниханов лаконично ответил: «Будут наказаны». Депутаты и правозащитники полагают, что видеокамеры не решат проблемы в силовых структурах, а реакция главы Татарстана в этом случае могла быть более жесткой.

По информации МВД Татарстана, 9 марта в отдел полиции «Дальний» в Казани был доставлен находящийся в состоянии алкогольного опьянения, ранее шесть раз судимый за различные виды преступлений Сергей Назаров. Он подозревался в краже сотового телефона. Вскоре после задержания Назарову вызвали врача из-за болей в животе. Врач уехал, сделав обезболивающий укол. 10 марта бригада скорой медицинской помощи госпитализировала Назарова в 18-ю городскую больницу с диагнозом «разрыв прямой кишки», где ему была сделана операция, после чего мужчина впал в кому и, не приходя в себя, скончался. Согласно заключению экспертов, травмы погибшему были причинены «тупым твердым предметом». Назаров перед смертью успел сообщить, что полицейские насиловали его бутылкой из-под шампанского.

В связи с инцидентом было возбуждено уголовное дело, фигурантами которого стали пятеро сотрудников отдела полиции «Дальний». Одному из них - участковому уполномоченному Ильшату Гарифуллину уже предъявлено обвинение, он находится под домашним арестом. По данным СУ СК по Татарстану, участковый, «не имея достаточных оснований, доставил 52-летнего подозреваемого в краже мужчину в отдел полиции». По версии следствия, Гарифуллин фальсифицировал материалы, послужившие основанием для составления в отношении Сергея Назарова подложного протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).

В итоге девять руководителей УМВД по Казани, в том числе и начальник управления Рустем Кадыров, были предупреждены о неполном служебном соответствии. Начальник отдела полиции «Дальний» Сергей Ефремов, так же как и сотрудники отдела, подозреваемые в причастности к инциденту, временно отстранены от выполнения служебных обязанностей. Министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров поручил провести «тотальную проверку всех подразделений Казанского гарнизона». Тем временем правозащитники требуют отставки главы МВД Татарстана Асгата Сафарова.

Президент Татарстана Рустам Минниханов не делал официальных заявлений по поводу ЧП в ОП «Дальний». В «Твиттере» один из интернет-пользователей написал Минниханову: «Почему казанская полиция позорит Республику? Необходима жесткая реакция по всей строгости закона!» В ответ глава Татарстана лишь лаконично заметил: «Будут наказаны». 13 марта пресс-служба президента РТ сообщила, что министр внутренних дел Асгат Сафаров обратился к Рустаму Минниханову с просьбой помочь в оборудовании всех отделов полиции дополнительными камерами видеонаблюдения. С 2010г. видеокамеры установлены во всех помещениях принудительного содержания подразделений МВД, но рабочие кабинеты сотрудников до сих пор ими оборудованы не были. 

Как отмечается в пресс-релизе, президент Татарстана уже дал поручение руководству министерства финансов и министерства информатизации и связи: выделить необходимые средства и провести работы по установке систем видеонаблюдения во всех помещениях отделов полиции республики. 

Депутат Госдумы: какие камеры?! Реакция детского сада!

Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что происшествие, которое шокировало всю страну, требует более внятной реакции президента Татарстана. А решение об установке видеокамер парламентарий назвал «детским». «Какие камеры? В любом отделении милиции по 40 кабинетов. Что, в каждый кабинет, в каждый коридор, туалет, закуток, обезьянник – установить камеры? На улице забьют, во дворе, в гараже. Реакция детского сада, честное слово! Надо разбираться, почему беспредел в ведомстве, почему начальник не обращает внимания на методы ведения дознания? Ведь у нас сплошь и рядом – и рукоприкладство, и пытки. Все время наше государство выплачивает из бюджета деньги пострадавшим от недозволенных методов ведения дознания и следствия. К сожалению, это типовая ситуация», - сказал Геннадий Гудков «Клубу Регионов».

Правозащитник: президент РТ мог бы прокомментировать ЧП

Схожую точку зрения высказал председатель совета Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. «В ситуации, когда оперативники заточены на то, чтобы получить признательные показания любой ценой, видеокамеры не спасут», - отметил Шолохов в разговоре с корреспондентом «Клуба Регионов». По его мнению, президент Татарстана «либо кто-то из его окружения» могли бы прокомментировать ЧП в отделе «Дальний». «Поднялась настоящая волна обсуждения в СМИ, это уже вышло за пределы Татарстана, и не отреагировать на это первому лицу республики не совсем правильно, мне кажется», - заметил Шолохов.

Политолог: тактика Минниханова вполне разумная

Политолог, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев считает, что Рустам Минниханов дистанцировался от скандала, чтобы отвести удар от себя.

«Судя по резонансу, это дело очень взрывоопасное. В целом на имидже республики эта история сказывается негативно. Видимо, для того, чтобы она негативно не сказалась на его (Минниханова) имидже, он старается с этим не ассоциироваться, и это вполне разумная тактика», - рассуждает политолог.

Между тем казанские правозащитники заявляют, что к ним начали поступать новые сведения об издевательствах, которым подвергались задержанные в отделе полиции «Дальний». «В связи с делом Назарова к нам обратилось двое пострадавших в результате избиения в ОП «Дальний», а также мать еще одной девушки, которая также пожаловалась на сотрудников этого отдела полиции», - сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» руководитель пресс-службы Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов. Так, жительница Казани рассказала, что в августе 2011г. ее мужа доставили в ОП «Дальний». Там правоохранители избили мужчину, надели наручники, на голову - пакет и стали требовать от него признательных показаний.