У городского общественного транспорта Казани есть две стороны. Одна – парадная. Её жители почти полуторамиллионного города видят с экрана телевизора: новые автобусы, запуск маршрутов, красные ленточки, речи чиновников. И другая – реальная. Та, с которой жители Казани сталкиваются каждый день: ожидание автобуса по часу, урезанные маршруты, «слепые» зоны без транспорта, плата за пересадку «двойным рублём».
О путях вывода общественного транспорта Казани из ситуации коллапса мы поговорили с экспертом в этой отрасли, депутатом Госсовета РТ от ЛДПР Русланом Юсуповым.
– Руслан Рафаилевич, власти сейчас предпринимают попытки решить этот болезненный вопрос. Как Вы считаете, этих мер будет достаточно?
– Конечно, нет. Это даже не полумеры. Городом приобретено в лизинг 170 автобусов, при этом бюджет обязался закрыть 50% затрат. Но даже в этом случае стоимость автобуса для перевозчика составит 10 млн рублей. Кроме того, стопроцентный рост цен в отрасли – это общая тенденция для всего рынка перевозок. И она повсеместна. В два раза подорожали запчасти, масла, топливо, стоимость ремонта подвижного состава. Да, тарифы на проезд в общественном транспорте подняли на 3 рубля. Но это не решит вопрос. Удержание низких тарифов при отсутствии субсидий и полновесной компенсации за льготников приведёт лишь к ухудшению ситуации. Проблемы будут расти, как снежный ком.
– Как эксперт, скажите, почему общественный транспорт Татарстана медленно умирает, в чем причина?
– Всё, что мы сейчас видим, – это результат глубокого и системного кризиса. С рынка перевозок ушли крупные игроки. А оставшиеся муниципальные предприятия не в состоянии справиться с нагрузкой. Чтобы как-то выжить, им приходится изворачиваться и хитрить. В итоге они дробят и режут маршруты. Вынуждают людей ездить с пересадками и платить за поездку «двойным рублём».
Сокращают остановки. Как следствие, по карте Казани расползаются зоны транспортной дискриминации – это посёлки и новые микрорайоны.
Люди ходят пешком там, где даже нет тротуаров. В снегопад и дождь. И это стало огромной проблемой для наших пожилых людей.
Уменьшается количество рейсов в вечернее время. После восьми вечера общественный транспорт стал фактически недоступным.
Отсюда другой наш бич – пробки и отсутствие парковок. Люди, отрезанные от такого простого, казалось бы, блага цивилизации, как общественный транспорт, покупают собственные автомобили. А что делать тем, кто не может позволить себе такую роскошь?
– Какой путь выхода из кризиса видите вы?
– Необходимо перейти на брутто-контракты. В этом случае выручку будет собирать бюджет, а перевозчикам – платить за пройденные километры. Это полностью решит проблему. В Казани по брутто-контракту перевозчикам из республиканского бюджета ежегодно надо будет добавлять 2 млрд рублей.
Второй путь – стопроцентное субсидирование из бюджета убытков на перевозку льготников. В этом случае из бюджета потребуется 1,2 млрд рублей.
Всё. Третьего здесь не дано. Однако, транспортникам говорят: «У Татарстана нет таких денег».
При этом в минувшем году на строительство дорог было выделено 217 млрд рублей, а на развитие общественного транспорта – всего 1,2 млрд рублей. Возникает вопрос: может, стоит пересмотреть бюджет, чтобы вывести пятый по численности населения город России из транспортного коллапса ?
Но ежегодно в шикарные дороги Татарстана, которыми так восхищаются туристы, продолжают закапываться плохо контролируемые миллиарды. А вот общественного транспорта, давайте признаемся честно, в Татарстане уже практически нет.
Мнение федерального эксперта
Илья Молотов, аналитик политической регионалистики, директор консалтингового агентства «Имидж GROUP» (Москва):
«Депутат Руслан Юсупов абсолютно прав. Города, в которых общественный транспорт работает чётко и без нареканий, давно перешли на брутто-контракты. По такой схеме работают в Перми, Белгороде, Москве, Твери. В этом случае доход перевозчика зависит не от того, как много людей поедут в автобусе, а от того, насколько четко соблюдается им расписание. Потому, пытаясь выжить, предприятиям не приходится «юлить». Как следствие, их число резко возрастает, конкуренция становится выше, а значит, растёт качество оказываемых услуг».