Глава Хакасии Валентин Коновалов (КПРФ) подал в суд на подконтрольный «Единой России» региональный парламент с требованием признать ничтожным закон о межбюджетных отношениях. Ранее глава республики отказался подписывать документ, однако Верховный совет преодолел губернаторское вето.

Политолог, гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский в интервью «Клубу Регионов» оценил это противостояние и предположил, чем оно может закончиться.

– Публичное противостояние между главой региона и заксобранием – явление не частое в современных реалиях, на памяти, пожалуй, только конфликт между экс-губернатором Севастополя Овсянниковым и спикером Чалым. И вот теперь нечто подобное мы наблюдаем в Хакасии... 

– Сегодня мы наблюдаем, что бывает в результате конфликта не только между двумя ветвями власти, но и двумя политическими силами – КПРФ и ЕР. Госсовет поджимает главу региона и продавливает нужные ему законопроекты, а губернатор сопротивляется и не дает этого делать, используя всевозможные рычаги, в том числе, суд. 

– Федцентр даст возможность Коновалову и Соколу продолжать это противостояние? Если так, то для чего? 

– В администрации президента, насколько я вижу по общей практике, не поощряют противостояние на ровном месте. Даже если под этим существует политическая подоплека – это не самоцель.  Существующая политическая игра Коновалова и Сокола заворачивается в заботу о жителях региона. Когда регпарламент находится в достаточно независимом состоянии, имея в своем составе крупных игроков типа Сокола, это идет на пользу избирателю, потому что противостояние стимулирует главу постоянно делать что-то хорошее, полезное для избирателя, стремясь перетянуть его на свою сторону. Здесь уже риторикой не отделаешься. Пример Иркутской области хорошо это иллюстрирует: пока существовало противостояние губернатора-коммуниста Левченко и «Единой России» в заксобрании, каждая из сторон достаточно много сделала для избирателя. Соревнование за внимание избирателя выливается во вполне конкретный бонус. В противном случае, федеральный центр не дал бы вести подобные войны в ущерб людям.

– Каковы могут быть последствия этого конфликта для республики? 

– Проблема в том, что борьба происходит между двумя политически неустойчивыми игроками. У них нет прикрытия на федуровне, поэтому они вынуждены опираться на собственные силы и ресурсы и играют в разных плоскостях – юридической, аппаратной, регламентной и так далее. Существует два сценария. Возможно, но маловероятно, что один из игроков сможет вчистую переиграть другого. Если бы этот вариант был возможен – он бы уже произошел. Поэтому наиболее вероятен другой сценарий, когда противостояние начнет слишком сильно просачиваться в общество. При этом ни избиратели, ни федцентр такое не приветствуют и плохо реагируют. Федеральный центр внимательно следит за тем, чтобы никаких серьезных, вываливающихся в паблик противостояний не было. Если таковое начнет происходить – Коновалову и Соколу настойчиво порекомендуют договориться. Надо понимать, что у обоих игроков примерно равные возможности. Вопрос заключается в том, сможет ли атакующая сторона (ЕР в лице Сокола) пройти по тонкой грани – предъявить неопровержимые аргументы и продавить главу региона, при этом не уйти в раскалывающий конфликт, который вызовет неприятие у избирателей. 

– Какие здесь риски для Коновалова и Сокола? 

– Риск по сути только один: их обоих могут вызвать и посоветовать умерить пыл и амбиции. Что Коновалов, что Сокол прекрасно понимают – ситуация существует потому, что система не нашла иного выхода и стратегии. Но поскольку регион небольшой – это не является критичным. 
Убирать с позиций Сокола нет смысла. Он не переходит красных линий, не интересен силовикам, публично адекватен, при этом стимулирует губернатора работать, что является огромным плюсом для системы.