До конца года остается совсем немного времени. И, как это принято, политики подводят итоги своей работы. Какие из проблем вверенной их заботам территории удалось решить, а какие из вопросов перейдут в план работы на 2025-й год? Об этом «Клубу Регионов» рассказал вице-спикер Верховного Совета Хакасии, лидер фракции ЛДПР Михаил Молчанов.
– Последняя важная и успешно реализованная инициатива ЛДПР связана с решением проблем экологии в республике. Минувшим летом нам удалось добиться смены регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов. Это был больной вопрос для нашей территории на протяжении последних шести лет. У нас регион разделен на ряд зон, и в нескольких из них мы уже отказались от услуг этой организации. Теперь у нас новый оператор. Во многом добиться результата нам помог приход на должность советника губернатора по экологии нашего однопартийца эксперта-эколога. Именно он помог с процедурой расторжения договора с недобросовестным региональным оператором. Это серьезный прорыв, потому что данная структура обслуживала в республике примерно 80% муниципалитетов. И с ее работой были связаны сплошные проблемы. Это и несанкционированные свалки, и принудительный отказ от мешкового сбора мусора с внедрением ненужных контейнерных площадок, вокруг которых постоянно образовывались груды мусора. Так происходило, например, в Саяногорске.
– Какую из проблем региона вы бы отнесли к числу наиболее острых? Есть ли, на ваш взгляд, выход?
Сегодня такой острой проблемой является бюджет региона, из-за которого остается без финансирования ряд ключевых вопросов. Чтобы главный финансовый документ субъекта был сбалансированным, разница между доходами и расходами не должна превышать 10%, а у нас она составляет 15%. То есть те доходы, которые обозначены у нас в плановом периоде, могут остаться неисполненными. И, скорее всего, и не будут исполнены. Следовательно, заявленные расходы, даже с учетом дотаций, мы обеспечить не сможем. И вот это – ключевая проблема! Именно поэтому, когда проект бюджета рассматривался в первом чтении, я его раскритиковал.
В ходе последней сессии Верховного совета республики, которая состоялась буквально на днях, снова выступил с резкой критикой работы регионального правительства над бюджетом. При этом нам с коллегами все равно пришлось проголосовать за принятие документа, потому что в противном случае Хакасия не смогла бы нормально начать следующий год – исполнять свои социальные обязательства и выплачивать людям зарплаты. При этом уже сейчас понятно: бюджет придется в течение следующего года многократно пересматривать. Совершенно очевидна и необходимость привлекать в регион инвесторов. Это особенно актуально в свете призыва президента страны к регионам уходить от практики банковских займов и переключаться на поиск инвестиций. Никто не отменял и необходимость работать с федеральным центром. Потому что действующие представители региона на федеральном уровне не смогли добиться дополнительного финансирования расходной части нашего бюджета.
– Какие еще вопросы, по вашему мнению, потребуют в новом году пристального внимания региональных властей?
– Это острый дефицит врачей и невозможность записаться на прием к узким специалистам. Это провальная ситуация в сельском хозяйстве – одном из ключевых направлений в стратегии развития Хакасии. Нам нужно выводить АПК из кризиса: увеличивать объемы своих производств и искать новые рынки сбыта. Это, безусловно, и проблемы в энергетике региона: сложная ситуация с инвестпроектами по модернизации электросетей, а также их износ, который привел к серьезным перебоям в электроснабжении зимой. Из-за этого у нас крупные населенные пункты периодически оказываются без света и электричества. А те дома, которые были ранее переведены на электроотопление, еще и замерзают. Пока проблема находится на стадии решения.
По сути, у республики есть два выхода: либо субсидировать обновление сетей из своего бюджета, либо, что, на мой взгляд, наиболее правильно, проводить эту работу в рамках реализации инвестпроектов, инициированных самими ресурсными компаниями. И еще один большой вопрос: мы же делали туда амортизационные отчисления, так почему же ресурсные компании не вели модернизацию на эти средства?!
В принципе, есть еще один путь: пересмотреть не норматив потребления, а тариф. Наше правительство его замораживало и 10 лет не меняло. И, конечно, это имело свои последствия. Хорошо, давайте приводить тариф в норму, но давайте делать это обоснованно. То есть, если подытожить, мы не видим здесь простых решений, за которые так ратует правительство республики, которое хочет взять и залезть гражданам в карман.
– Какие направления работы в 2025 году станут приоритетными лично для вас?
– Это как раз те проблемы, которые я уже озвучил выше: бюджет, медицина, энергетика и сельское хозяйство. Постоянно встречаюсь с нашими сельхозпроизводителями, узнаю́ у них о возникающих сложностях, отрабатываю их потом с региональным Минсельхозом. Разрабатываю ряд законопроектов. Сейчас, например, готовлю закон о контроле за выпасом крупного рогатого скота. Хакасия – в числе регионов с самым большим неконтролируемым выпасом скота. Из-за этого у нас происходит большое количество ДТП. В результате в крупных муниципальных образованиях мы планируем повсеместное введение ставок пастухов либо электронных пастухов, которые будут сначала установлены вдоль федеральных трасс, а потом – вдоль региональных.
Продолжу решение вопросов, связанных со специальной военной операцией: пока мы не победим, нужно продолжить оказание гуманитарной помощи нашим спецподразделениям. Также буду добиваться полного отказа от услуг прежнего регионального оператора и установление работы нового.
Еще одно важное для меня направление будет связано с участием в реализации на территории республики нового федерального закона о молодежной политике, который был принят в рамках стратегии развития молодежной политики до 2030 года. Мои задачи здесь – проконтролировать своевременность и актуализацию законодательной базы региона, а также осуществлять контроль за надлежащим исполнением этого закона.