Является ли туристический налог безусловным благом для российских территорий? Как новое налоговое обременение жителей страны отразится на туристическом потоке? Своими оценками с «Клубом Регионов» делятся депутат Верховного Совета Хакасии от ЛДПР, зампред республиканского парламента Михаил Молчанов и главный эксперт федерального ресурсного центра федерального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», основатель ассоциации «Альянс туристических агентств» Андрей Гаврилов.

Муниципалитеты Хакасии активно вводят туристический налог. Эту инициативу они реализуют в рамках статьи 33.1 Налогового кодекса России. Как отмечает Михаил Молчанов, по сути «местным властям предлагается собирать деньги с граждан страны, потому что они отдыхают на Родине».

«Эта ситуация сама по себе кажется мне абсурдной. Однако степень этой абсурдности в разы возрастает, когда этот налог наши муниципалитеты взимают с собственных жителей. Бесспорно, в некоторых субъектах России туристический сбор уже прижился и оказался выгодным. Например, в Краснодарском крае, где расположены побережья Черного и Азовского морей, которые для туристов по определению являются привлекательными местами отдыха. Но в случае с Хакасией о повышенном интересе граждан к местным достопримечательностям говорить пока что не приходится», – делится депутат.

По мнению Молчанова, во многом мешает росту популярности региона у туристов его низкая транспортная доступность. Сейчас авиаперелеты в республику в полтора-два раза дороже, чем в соседний с ней Красноярский край. Да и прилететь в регион возможно далеко не каждый день. Разумеется, столь слабая транспортная инфраструктура серьезно осложняет республиканским властям задачу по увеличению туристического потока, считает эксперт.

«Еще полтора года назад я озвучивал нашему правительству необходимость организовать транзитные перелеты в республику, чтобы повысить транспортную доступность нашей территории хотя бы для соседних с Хакасией регионов Сибири. Меня не услышали, и данная инициатива не была реализована. Неудивительно, что более привлекательными для туристов по-прежнему остаются Иркутская область и Алтай», – говорит политик.

Теперь же, вместо того, чтобы обеспечить возможность большему числу туристов посетить республику, муниципалитеты Хакасии собирают деньги с тех людей, которые уже сделали выбор в пользу региона и желают здесь отдохнуть, недоумевает Михаил Молчанов.

«Хочется напомнить коллегам из муниципалитетов, что, во-первых, право взимать туристический налог, которым их наделил закон, не является обязанностью. Во-вторых, в стремлении наполнить бюджет любой ценой, а в данном случае ─ за счет наших граждан, они создают дополнительные препятствия для развития туристической отрасли в Хакасии», – резюмировал представитель ЛДПР.

С позицией Михаила Молчанова согласен и федеральный эксперт туристической отрасли. Андрей Гаврилов убежден, что далеко не всем российским территориям следует вводить туристический налог.

«Нет смысла это делать, если регион не достиг определенного уровня развития своей туристической инфраструктуры. Вот, скажем, стоит на территории муниципалитета одна гостиница. Она рассчитана на десять номеров и за сезон соберет в виде налога условно одну тысячу рублей. И что, эта сумма даст региону какой-то экономический эффект, поможет существенно расширить свою инфраструктуру или благоустроить обширную территорию? Нет, конечно!», – комментирует эксперт.

Говрилов убежден: сначала каждый субъект страны должен посчитать, каков существующий турпоток; затем уже – оценить свои потребности: какова должна быть итоговая сумма сбора, чтобы появилась возможность решить конкретные вопросы в сфере туризма.

«Главное, чтобы не вышло наоборот: мы сначала деньги соберем –сколько получится, а потом уж решим, куда именно их направить. Нет, это тупиковый путь. Хотел бы посоветовать территориям использовать средства налоговых сборов целевым образом», – поясняет Андрей Гаврилов.

Тем регионам, которые на сегодняшний день еще не понимают, на что могут потратить собранные средства, сколько смогут собрать, достаточно ли развитая у них для этого инфраструктура, вводить туристический налог еще рано, подытожил собеседник «Клуба Регионов».