Обучающие семинары по организации сельского туризма проводят власти Алтайского края. Цель этих мероприятий – методическая помощь будущим и действующим владельцам гостевых домов и усадеб, местным администрациям в развитии сельского туризма на своих территориях. Эксперты подчеркивают важность такой поддержки. Они также отмечают рост интереса к сельскому туризму.

В Алтайском крае проходят обучающие семинары по организации сельского туризма. Цель этих мероприятий – оказать методическую помощь будущим и действующим владельцам гостевых домов и усадеб, местным администрациям в развитии сельского туризма на своих территориях. Их проводят управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу и Туристский центр региона.

Занимающимся сельским туризмом демонстрируют современные возможности поиска уникальных «туристских магнитов», создания брендов и туристских продуктов. Семинары также призваны помочь в формировании собственной стратегии продвижения туристской привлекательности, показать основные способы и каналы безбюджетного продвижения.

В рамках семинаров, проводимых краевыми властями, специалисты рассказывают, как провести самостоятельный аудит своего турпродукта, оценить потенциал конкретного туристского объекта, района, территории, воспользоваться мерами господдержки сельского туризма. Эксперты представят примеры успешных практик обустройства сельских гостевых домов, событий и экскурсий. Семинары проходят в разных городах Алтайского края.

Важность подобной поддержки для занимающихся сельским туризмом отметил председатель Ассоциации содействия развитию агротуризма Тарас Астахов. «Подобные семинары крайне необходимы, потому что многие люди не понимают, с чего начать. Например, у них есть своя идея, но они не знают, с чего начать. Стоит сказать, что таких курсов крайне мало. В Алтайском крае этим делом занимаются. Это один из немногих регионов, где этой работе уделяют серьезное внимание. Интерес у населения к сельскому туризму растет. Этому способствует много факторов. В том числе это связано с тем, что у людей сокращаются доходы, международная ситуация в целом тоже влияет. Кроме того, в выходные иногда тоже хочется куда-то выехать на пару дней. В этом плане люди предпочитают сельский туризм. И пенсионеры любят так отдыхать, и семьи с детьми. Здесь вам и экологически чистые продукты, и с хозяевами можно в контакт войти, а не просто в безликое какое-то помещение приехать. Интерес был бы больше, если бы шла пропаганда сельского туризма. Именно пропаганда, а не информирование. Нужно рассказывать населению, почему это интересно и полезно, куда можно поехать. В то же время растет интерес к сельскому туризму также у тех, кто хочет, чтобы это стало их делом. Стоит сказать, что довольно много молодежи среди тех, кто увлекается сельским туризмом, и тех, кто хочет развивать это направление».

Исполнительный директор Национальной ассоциации организаций сельского туризма Юрий Баландин подчеркнул, что туристическая отрасль нуждается в различной поддержке. «И те, кто занимается сельским туризмом, нуждаются в ней не меньше. Должна быть финансовая, информационная, законодательная и прочая помощь государства. И одним из факторов, который сдерживает развитие сельского туризма в России, является отсутствие систематической, квалифицированной методической помощи, которая оказывается тем, кто создает различные сельские туристические объекты. В регионах есть опыт проведения семинаров по организации сельского туризма. Обычно сами власти регионов организуют такого рода семинары. Это могут быть мастер-классы, семинары, методические разработки. Калужская область, Алтайский край, Вологодская область активно ведут эту работу и имеют налаженные контакты со специалистами», – сказал Баландин.

Он отметил, что развитие сельского туризма имеет как экономический, так и социальный эффект для населения, территории и региона: «Объекты сельского туризма есть разные. Есть более высокого уровня, где хорошо организован отдых, и такие объекты и отдых становятся элементом бизнеса. И это имеет серьезный экономический эффект для участников процесса. А есть начинающие, где не все отлажено. Они предлагают свой продукт дешевле. И в этом смысле это имеет социальный эффект. То есть тот, кто развивает это дело, имеет доход, создаются рабочие места, а те, кто отдыхает, имеют возможность отдохнуть недорого».

На практическую значимость развития сельского туризма также обратила внимание директор туристической компании «АРГО», член правления Алтайской региональной ассоциации туризма Ирина Слесарева. «Очень хорошо, что проводятся подобные мероприятия. Во-первых, для сельского туризма в нашей стране вообще мало что делается, и даже при большом желании сельских жителей участвовать в той или иной форме в туристическом бизнес-процессе сложно, так как требуются специальные знания, опыт ведения бизнеса, оценка рисков и многое другое. На подобных семинарах учат именно этому. Я думаю, в первую очередь это необходимо для расширения возможностей для жителей села. Сельский туризм рассматривается как дополнительный доход фермерам, самозанятость, но, главное, на мой взгляд, – это социализация. Туризм может служить платформой для взаимодействия, общения как между односельчанами, так и вне. Туризм на селе – большой мотиватор возвращения детей и молодежи после учебы в городе. Это окно в мир, если хотите, такой «живой» интернет», – считает Слесарева.

Астахов подчеркнул роль властей регионов в развитии туризма на местах: «У нас специфика страны такая, что от усилия властей многое зависит. Поэтому в тех регионах, где власть помогает, как, например, губернатор Александр Карлин в Алтайском крае, там сельский туризм и другие виды туризма серьезно развиваются, и все это ведет к росту экономики. Когда отрасли помогают сверху, то при желании снизу все это научается эффективно работать».

Директор экскурсионно-туристического бюро «Атлас Алтая» Елена Савиных отметила существующий интерес людей к сельскому туризму: «Такие услуги активно спрашивают. У нас есть такие районы, где нет больших баз и которые раньше не являлись туристическими. Сейчас там активно ведется развитие сельского туризма. Поэтому методическая поддержка в организации сельского туризма нужна. Потому что чем больше информации, тем больше пищи для размышлений и есть возможность сделать что-то лучше. То, что краевая администрация развивает сельский туризм, – это хорошо. Это в том числе возможность экономического развития сел».