Говорить об экономической эффективности строительства новой железной дороги в Краснодарском крае без подробных расчетов пока рано, считает депутат Госдумы Сергей Тен. Эксперт перечисляет политические аспекты этого решения.
«Мы прекрасно знаем, какое внимание президент уделяет развитию туризма в Краснодарском крае, на Юге России. Несколько десятков лет наша страна ездила отдыхать то в Турцию, то в Таиланд. При этом у нас места не хуже. Крым может в перспективе прекрасно конкурировать с Турцией, да и Краснодарский край может.
Чтобы предположить экономический эффект от новой дороги, надо собрать серьезное совещание с участием Минэкономики, представителей Краснодарского края, РЖД, Минстроя. И только потом говорить о чем-то конкретном. Я думаю, эта работа будет проведена.
Безусловно, все нужно считать, но я убежден, что далеко не все в нашей российской и постсоветской действительности измеряется деньгами. Вот, допустим, у нас Сибирь и Дальний Восток. Если сравнивать интенсивность движения по Сибири, она в десятки раз ниже интенсивности движения в Краснодарском крае. А интенсивность движения для дороги – это основной показатель ее экономической эффективности. Чем больше машин по дороге ездит, тем она более востребована. Если будем говорить только об экономике, мы придем к выводу, что в Сибири дороги строить не надо. И на Дальнем Востоке строить не надо. Лучше все население расселить и перевезти в Краснодар. Но это же бред. Я, конечно, утрирую, но нужно понимать, что не все у нас измеряется экономикой. Есть геополитика и другие политические вещи. Экономика должна быть на первом месте, но не на единственном.
Я согласен с тем, что строительство дороги «Москва – Казань» тоже важнейшая задача. И БАМ, и Транссиб надо модернизировать. Нужно укреплять этот мост между Востоком и Западом, которым является Россия».
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»