По мнению политолога Антона Чаблина, аресты людей из окружения губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова могут быть связаны с конфликтом главы региона с силовиками. «За этим может стоять как попытка смены губернатора, так и попытка сделать его более договороспособным», – сказал Чаблин. Эксперты также говорят о сложностях во взаимоотношениях Владимирова с местными политическими элитами. Они считают, что создавать условия для атаки на губернатора могут представители элит Кавминвод, в частности, экс-мэр Пятигорска Лев Травнев. А СМИ говорят о губернаторских амбициях мэра Ставрополя Андрея Джатдоева.
На прошлой неделе в Ставропольском крае был задержан экс-полпред губернатора Сергей Батынюк. Местные наблюдатели отмечают, что это очередной арест человека из окружения главы региона Владимира Владимирова. Ранее силовиками были задержаны экс-министр строительства Ставрополья Игорь Васильев, а позднее его зам Андрей Лазуткин. Также под стражу заключен директор МУП «Водоканал» Ставрополя, бывший помощник губернатора Валерий Евлахов. В декабре был задержан экс-полпред главы региона Андрей Уткин.
Политолог Антон Чаблин отметил, что помимо арестов можно вспомнить обыски, которые проходили в Министерстве экономического развития региона, а также скандал с «подтопленцами», когда Счётной палатой и Генпрокуратурой были выявлены нарушения при распределении компенсаций гражданам. По его мнению, в связи со всеми этими событиями можно говорить о конфликте губернатора с силовиками. «Правда, не до конца понятно, какие это конкурентно силовики. Потому что разные ведомства занимались арестами чиновников. Но, вероятнее всего, можно говорить о конфликте с ФСБ. За этим может стоять как попытка смены губернатора, так и попытка сделать его более договороспособным в каких-то вопросах. При этом все задержания покрыты тайной. Информация очень дозированно выдается. Даже фабула этих уголовных дел не раскрывается. Даже то, что вменяют Васильеву, не известно с июня. И думаю, что эти аресты рассчитаны не на широкую публику, а в первую очередь на губернатора. Он наверняка знает, кого в чем обвиняет. А у населения, учитывая, что подробностей арестов нет, рождаются слухи и домыслы. Это тоже играет против губернаторской команды. То есть эти аресты – это также репутационный, имиджевый удар по Владимирову, – сказал Чаблин и отметил, что при этом сам глава региона по поводу всех арестов придерживается позиции «отмалчивания»: – Видимо, принято решение, что лучше молчать. Если заговоришь, то все сказанное может быть использовано против вас. В этом плане можно вспомнить губернатора Мурманской области Марину Ковтун, которая прямо обвинила силовиков в давлении».
Доктор политических наук, проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета Арушан Вартумян считает, что произведенные в крае аресты не ослабляют позиций Владимирова: «Считаю неверным, что «отстрел» людей из окружения губернатора должен привести к смене самого губернатора. Отдельные СМИ и эксперты считают губернатора «хромой уткой», но в то же самое время отдельные показатели Ставропольского края делают Владимирова стабильным середнячком среди всех губернаторов».
В то же время Вартумян заявил, что среди местных элит существует недовольство губернатором: «За все время пребывания Владимирова у власти ему не удалось создать свою прослойку верной ему элиты. Процесс элитообразования происходил до прихода Владимирова, и естественно, что Владимиров воспринимается как временщик, как человек не из местного истэблишмента, который не имеет тесной связи со структурами властями, с элитными структурами, с этнократическими структурами в регионе. Среди недовольных групп – прежде всего элиты в Кавказских Минеральных Водах, отставной мэр Пятигорска Травнев. Остальные элиты в крае как жили по ранее заведенным канонам, так и живут».
Политолог, доктор политических наук Сергей Передерий также отмечает, что зачастую борьба с коррупцией связана с конфликтами элит: «На мой взгляд, многое здесь связано с фигурой самого губернатора. Возможно, он не совсем смог установить отношения, вписаться в местные политические элиты. Но проблема в том, что местные элиты кристаллизировались, они очень устоявшиеся. И любой, кто приходит со своими начинаниями, сталкивается с мощнейшим отторжением. А во-вторых, накладывается общая обстановка на наведение порядка в предвыборный период. Это тоже побуждает силовые структуры предпринимать какие-то действия. Но нужно иметь в виду, что все эти аресты – это не только борьба за торжество закона, а также это некие внутриэлитные разборки. У нас любая борьба с коррупцией, любая борьба за обновление превращается в межэлитные столкновения».
Передерий также подчеркнул, что на взаимоотношения элит в Ставропольском крае может влиять специфика региона: «Ставропольский край – непростой регион в силу пребывания в составе Северо-Кавказского федерального округа. Существует влияние традиционного общества. Все республики, которые нас окружают, – это в чистом виде тип общества традиционного. Ставропольский край выпадает из этого. Мы ближе к ценностям универсалистского общества. И в этом плане в регионе сталкиваются два типа общества. И традиционное общество оказывает сильное влияние на Ставропольский край. И все законы традиционного общества начинают работать в Ставрополье. Это, к примеру, коррупционная составляющая, вопросы клановости, вопросы отсутствия социальных лифтов. Думали, что Ставропольский край сможет повлиять на экономическое развитие республик в СКФО. А теперь еще вопрос, кто на кого повлиял. Элиты в этих республиках СКФО монолитны. Для них Ставропольский край как лакомый кусок. И наша элита подвергается мощному влиянию извне. Законы традиционного общества начинают работать в Ставропольском крае».
Добавим, что местные СМИ ранее выдвигали версию о том, что условия для атаки силовиков на команду главы региона может создавать мэр Ставрополя Андрей Джатдоев, который имеет губернаторские амбиции.