Глава Ставрополья Владимир Владимиров сообщил, что с 1 сентября во всех школах региона начнут преподавать новый предмет – историю края, и поблагодарил создателей профильного учебника для 5–10 классов.

«Этот школьный курс стал итогом почти пятилетней работы большой команды ставропольских специалистов – ученых-историков, педагогов, краеведов, музейных и архивных работников. Спасибо им за труд! Благодаря этому курсу и дети, и взрослые смогут лучше узнать родной край: увидеть, как с древнейших времен формировались культура и традиции народов, как предки защищали и развивали Ставрополье», – написал Владимиров на своей странице в «Инстаграме».

Губернатор уточнил, что учебники прошли согласование в Минпросвещения РФ и были включены в федеральный перечень. До начала нового учебного года они поступят во все школы края и станут обязательным компонентом школьной программы в регионе.

Власти региона наделены широкими полномочиями в области образования, и они имеют полное право вводить подобного рода дисциплины, подчеркивает зампредседателя Общественного совета при Министерстве культуры РФ, председатель Попечительского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Павел Пожигайло: «Сегодня в школах просто необходимо увеличивать объем истории, причем половину этого объема отдавать истории родного края. Возвращать русскую литературу, музыкальные занятия, труд. Именно эти три предмета оказывают наибольшее влияние на воспитание ребенка, его личность. История формирует патриотизм, литература – систему нравственных координат, а музыка и пение – бессознательные нравственные функции. В них все: и отношение к семье, и отношение к стране, к другим людям».

Эксперт также подчеркивает, что одной из главных задач региональной власти всегда была привязка граждан к родной земле.

«На Северном Кавказе эта задача традиционная, а в центральных регионах она отсутствует полностью. Сегодня многие молодые люди становятся «гражданами мира» и уезжают жить в другие страны. Какой смысл тогда государству заниматься их воспитанием, лечением, вкладывать свои деньги в человека, который потом будет жить и работать в другой стране? Вторая проблема – миграция в столицу и обезлюдивание провинции. И здесь история родного края может создать мощную мотивацию, чтобы остаться и развивать свою малую родину. Это политическая, идеологическая цель, и она очень важная», – говорит Пожигайло.

Политолог, профессор кафедры социологии и социальных технологий ВолГУ Александр Стризое подчеркивает особую объединяющую и культурную роль Ставрополья на Северном Кавказе: «Ставрополье обладает богатой историей, которую довольно внимательно изучали не только историки, но и лингвисты и культурологи. Они собрали большой багаж знаний и охотно ими делятся. А для главы региона введение такого предмета в школе не просто элемент патриотического воспитания, но и способ снизить социальную напряженность: люди будут больше доверять друг другу, если они будут больше знать друг о друге. Причем это касается не только жителей самого региона, но и их отношений с регионами-соседями. Владимиров прекрасно понимает, что историю Ставрополья нельзя изучать, не учитывая историю соседних северокавказских регионов. Только так можно обеспечить стабильность и дальнейшее развитие в СКФО».

Найти баланс в изучении новой дисциплины поможет не только теория, но и практика в виде походов и экскурсий по родному краю, отмечает Стризое: «Краеведческие походы школьников – давно зарекомендовавшая себя практика, применяемая во многих странах. Она позволяет ученикам не только побывать на месте событий из учебника, но и пообщаться с их свидетелями и своими современниками».

Между тем в крае совсем недавно стартовал краеведческий проект «Мост времен» по реконструкции утраченных старинных обрядов терских, кубанских и донских казаков. Его авторы намерены реконструировать 10 обрядов и снять реконструкции на видео в формате VR360. Видео будут бесплатно показывать в школах и детсадах. Проект стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.