Позиция ставропольского губернатора Владимира Владимирова «не душить» муниципалитеты штрафами, когда требуется экономия средств, нашла поддержку у экспертного сообщества. Накануне, выступая в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации, где обсуждали предстоящий бюджет, Владимиров предложил на период СВО ослабить требования надзорных органов в части предписаний и денежных взысканий в отношении муниципальных органов власти. По его словам, к примеру, на Ставрополье для выполнения всех предписаний нужно предусмотреть в бюджете на следующий год 27 млрд руб.
«Очень прошу посмотреть на предписания надзорных органов. На период спецоперации, исходя из бюджетной обеспеченности, не надо давить субъекты, муниципалитеты предписаниями. Мы и так стараемся максимально экономно тратить бюджетные средства. Но выполнение предписаний – они просто загоняют нас в угол», – сказал он.
Владимиров как губернатор региона, в котором большое количество муниципалитетов, и который постоянно с ними взаимодействует, конечно, может и должен выступать в защиту их интересов, отметил в разговоре с «Клубом Регионов» председатель Экспертного совета Союза российских городов, глава комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов. «И я эту позицию поддерживаю, потому что проблема избыточного количества судебных решений, которые накладывают финансовые обязательства на муниципалитеты без реальной возможности осуществления с их стороны, это очень серьезная проблема в организации местного самоуправления», – поясняет эксперт.
По словам Максимова, сегодня «любое отклонение от стандартов, которые предполагают гарантированное финансирование с учетом строительных норм и законодательных решений, в которых «отразилось развитие муниципалитетов в течение многих десятилетий, но которые при этом абсолютно не стыкуются с экономической реальностью, в которой мы живем, и с теми финансовыми возможностями, которые есть у муниципальных образований», неминуемо влечет за собой судебные решения.
«Губернатор Владимиров поднял очень серьезную проблему. Предложенный им вариант решения временный и ситуационный, но это рациональное предложение, а дальше надо думать над системным решением этого вопроса. Например, давать субсидии муниципалитетам на выполнение тех обязательств, которые вытекают из деятельности системы публичной власти не только РФ, но еще и советского времени. Ведь многие из тех обязательств, которые судом фиксируются, они по факту возникли исходя из некоего соблюдения норм, правил и стандартов еще 70-х и 80-х годов и физически не могут быть исполнены муниципалитетами сегодня. Поэтому, конечно же, муниципалитеты с этим справиться не могут, и эти решения суда повисают в воздухе», – комментирует текущее положение дел Максимов.
В свою очередь завкафедрой государственного управления и публичной политики РАНХиГС Александр Балобанов считает, что вопрос, поднятый Владимировым, на самом деле «политический», и решаться он должен во взаимодействии разных уровней власти. «По факту это не его [губернатора Владимирова] полномочия, но это его позиция, его понимание той роли, которую должны играть главы регионов в этой сложной системе взаимодействия, – говорит Балобанов. – Я считаю, что возможность более свободного распоряжения финансами и вообще бо́льшая финансовая обеспеченность муниципалитетов – это правильное решение. Понятно, что СВО добавляет свои особенности. В финансовом плане местное самоуправление очень сильно прижато и ограничено в своих возможностях, и их расширение – очень правильная вещь. Законодательство прорабатывается, готовится, поэтому все обсуждается. Дело не в том, что губернатор что-то пробивает, хотя и это может иметь значение, сколько в том, что он идет на обсуждение, как это все должно быть системно устроено, и он заявляет позицию губернаторского корпуса».
Эксперты отмечают, что Владимиров довольно точно выбрал площадку для подобной инициативы. Основная задача сенаторов – быть лоббистами экономических интересов своих регионов. И очевидно, что председатель верхней палаты Валентина Матвиенко, которая уже много лет уделяет внимание развитию Кавминвод, не останется в стороне и от этой инициативы ставропольского губернатора. Так, комментируя выступление Владимирова, она отметила справедливость замечания и добавила, что после того, как был наложен мораторий на проверки бизнеса, надзорники действительно «с двойным упорством занялись проверкой муниципальных органов власти и начали их душить, накладывать опять финансовые обязательства». «Надо с этим разбираться и как-то все систематизировать», – согласилась Матвиенко.
«Высказанная публично позиция Матвиенко является определенным ориентиром для губернаторов и глав МСУ и федеральных органов власти. Понятно, что она не определяет содержание бюджета, не влияет на судебные решения. Но ее позиция – морального авторитета, и это очень значимо», – считает Андрей Максимов.
С ним согласен и Александр Балобанов: «Поддержка спикера Совфеда – это такая политическая точка опоры. И хотя напрямую из этого не следует никаких управленческих действий, тем не менее все участники политических взаимоотношений могут услышать, что Совет Федерации и руководитель палаты занимают такую позицию, и это может на что-то повлиять. Хоть и не напрямую».
Наблюдатели также обращают внимание, что поддержка муниципалитетов со стороны губернаторского корпуса, подобно тому, как сделал это Владимиров, прямым образом влияет на укрепление политической стабильности в регионах России в преддверии президентских выборов.