Глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт подвел итоги первого года работы на посту губернатора. Эксперты отмечают, что «пока не вырисовывается собственно команда Шпорта», однако новый губернатор «не строит несбыточных планов, а работает планомерно, не спеша».
Вячеслав Шпорт, который уже год возглавляет Хабаровский край, сообщил представителям СМИ о том, что было сделано за это время, совпавшее с мировым кризисом. По словам Вячеслава Шпорта, прошедший год был трудным для региона, т.к. «остановилось крупное металлургическое предприятие – завод «Амурметалл», практически стояло судостроение», но краевым властям при участии федерального центра удалось добиться кардинальных решений в сфере судостроения. Были приняты меры по финансовому оздоровлению «Амурметалла» и поддержке авиастроения. Также Вячеслав Шпорт сообщил, что сформирован оборонзаказ на этот год, к концу 2010г. планируются продажи самолета «Сухой Суперджет-100», а в социальной сфере «не закрыли ни один проект. Строим жилье, школы».
Директор Института экономических исследований ДВО РАН академик Павел Минакир отметил в интервью «Клубу Регионов», что ситуация сложилась благоприятно для Шпорта, и «он этим воспользовался мудро, то есть не делал резких движений, предпринималось то, что можно сделать. В авиапроме – там все благополучно благодаря тому, что по корпорации «Сухой» идут крупные заказы, и кризис на эти программы особенно не повлиял, поэтому была хорошая поддержка. Что касается «Амурметалла» – да, ситуация там выправляется: помогло быстрое восстановление рынка и то, что Китай – основной покупатель продукции – надолго не упал в своем спросе».
Также Павел Минакир подчеркнул, что при новом губернаторе «отдельные жизнеспособные предприятия в крае получили возможность спокойно ситуацию сами выправлять. В реальной экономике работают крупные игроки, которым нельзя мешать. При этом надо следить, чтобы они не начали разборки друг с другом, не поддались искушению использовать монопольные эффекты – вот в этом очень важна роль губернских властей. С этим Шпорт, я считаю, справился».
Напомним, что предшественником Вячеслава Шпорта на посту главы Хабаровского края был Виктор Ишаев, ставший полпредом президента в ДФО. Поэтому при назначении нового губернатора эксперты предрекали сохранение влияния Ишаева. Теперь, спустя год после назначения Шпорта, доктор политических наук Илдус Ярулин так комментирует ситуацию «Клубу Регионов»: «Может быть, у него не все еще получается, но, тем не менее, он уже достаточно самостоятельный игрок, и с полпредом у него не самые худшие отношения. Он сумел выстроить отношения практически со всеми. Единственное, что, может быть, пока до конца с краевой думой не получается: не потому, что он хочет какую-то революцию провести, а потому, что дума новая и, кроме того, практически полностью сменилось руководство регионального отделения «Единой России». Ну а самый, наверно, главный показатель – то, что все-таки удалось провести выборы депутатов законодательной думы края, в которых «ЕР» победила. Говорить о том, что у Шпорта с кем-то не сложились отношения, пока еще рано, но и такого прорыва, что он стал лидером сразу, такого нет. Он работает планомерно, не спеша: работяга, а не политик. По большому счету в какие-то политические игры Шпорт не влезает, а решает те задачи, которые стоят перед губернатором».
Илдус Ярулин подчеркивает специфику ДФО, жителей которого характеризует низкий показатель доверия – как межличностного, так и по отношению к властям: «Это специфика дальневосточника, который привык опираться на себя: здесь долго присматриваются к тому, что человек делает, и судят уже по делам. Что Шпорта отличает: он не строит несбыточных планов, а свой авторитет зарабатывает медленно и верно».
Тем не менее, считает политолог Леонид Бляхер, о полном достижении независимости Вячеслава Шпорта от предшественника говорить еще рано. «Проблема даже не в Ишаеве, а в том, что пока не вырисовывается собственно команда Шпорта. Ведь дело не только в том, с кем человек работает в администрации, правительстве: для того чтобы управление в современных условиях было функциональным, необходимо, чтобы вокруг правительства группировались достаточно серьезные бизнес-интересы, социальные интересы влиятельных групп и т.д. На сегодняшний день такие сети лояльности – это пока сети Ишаева», – сказал Леонид Бляхер «Клубу Регионов».