Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский объявил о повторном запуске региональной образовательной платформы «Школа глав». Проект начали весной 2022г., он совмещал обучение и конкурс для амбициозных муниципальных служащих, желающих повысить свои компетенции и продвинуться по службе. «Первый поток прошлого года дал нам трех финалистов, которые уже стали главами муниципалитетов, восемь человек получили повышение по службе», – рассказал глава региона о результатах. Он также уточнил, что в «Школе глав 2.0» помимо сотрудников муниципальных органов власти смогут принять участие и студенты. «Я считаю, это очень важно, чтобы уже на этапе завершения обучения они могли профессионально определиться», – пояснил Цыбульский.
Аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов Евгений Пашковский, комментируя решение губернатора привлечь студентов, отметил, что участие в подобных проектах как раз формирует карьерную траекторию будущих специалистов государственного и муниципального управления. «Не секрет, что существует проблема реализации специалистов, если у них нет опыта. Обучение в «Школе глав» как раз даст необходимый опыт. И даже если этот человек не будет потом участвовать в выборах главы местного уровня, то он может самореализоваться как сотрудник местной администрации, и, по сути, он будет подготовленным к такой работе специалистом», – сказал эксперт.
Отметим, отдельно архангельский губернатор заявил, что обучение в «Школе глав» могут пройти и действующие муниципальные руководители.
Действующим руководителям и муниципальным управленцам «Школа глав» дает хорошую возможность получить новые компетенции и улучшить качество своей работы на благо граждан, комментирует Пашковский. Он полагает, что возможностью самосовершенствоваться воспользуются чиновники, которые чувствует свою ответственность перед людьми.
О необходимости повышать уровень образования муниципальных управленцев говорит и эксперт комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Алексей Глазунов. Он подчеркнул: «Катастрофическая необразованность управленческого класса – это одна из главных проблем муниципальной власти». «Школа глав» должна не просто научить управленцев разным технологиям, а дать им образование, то есть понимание, для чего именно применяется та или иная технология, обратил внимание эксперт. Он также поддержал решение губернатора Цыбульского принимать в архангельскую «Школу глав» студентов. Оказавшись за одной партой с действующими управленцами и получая реальную практику, студенты перейдут в «состояние стажера» и откроют для себя новый мир, да и учить их с нуля гораздо эффективнее, чем переучить того, кто имеет негативный опыт работы, сказал он.
Подобные проекты существуют и в других регионах, периодически их запускает и РАНХиГС, и по форме они похожи на знаменитую «Школу губернаторов», через которую сегодня проходит большинство региональных управленцев. Глазунов считает, что список курсантов «Школы глав» может и должен быть еще шире, тем более что выбранный формат это позволяет: «Такой формат необходим не только для подготовки менеджеров управления со специализированными знаниями, а для того, чтобы посадить за одну парту предпринимателей, которые работают на локальную экономику, местных управленцев, активистов территориальных или профильных сообществ – их нужно погрузить в единое образовательное поле, чтобы они начали совместно вырабатывать общую стратегию локального территориального развития», – пояснил свою точку зрения собеседник «Клуба Регионов».