Губернатор Александр Цыбульский продемонстрировал готовность Архангельской области активно включиться в работу по выстраиванию на территории региона транспортно-логистических цепочек международного уровня и участвовать в системе развития международных грузоперевозок. Так эксперты оценивают работу главы региона в рамках важного государственного визита в Китай в составе российский делегации, которую возглавил президент Владимир Путин.
Комментируя общие итоги государственного визита, политолог Дмитрий Еловский обращает внимание на возрастающую роль глав регионов в укреплении горизонтальных связей с зарубежными партнерами. Результативность этой работы наглядно показала и поездка в Китай. «Сегодня мы видим, что главы ключевых регионов России включены во внешнеэкономическую политику с той или иной страной и часто входят в состав президентской делегации, чтобы на месте решить те или иные вопросы. Помимо того, что само по себе приглашение принять участие в поездке свидетельствует о высоком уровне доверия главы государства к губернатору, их совместная работа позволяет повысить его, а также решить в процессе другие важные для региона вопросы», – поясняет эксперт.
Один из важных вопросов для Архангельской области, решением которого в Китае занимался губернатор Цыбульский – поиск торговых партнеров и загрузка мощностей Архангельского порта, который благодаря усилиям главы региона становится одной из ключевых точек Севморпути. Логично, что свой визит архангельский губернатор начал с портового города Далянь – одного из крупнейших в Китае.
Ранее Архангельская область смогла выстроить деловые отношения с портом Шанхая, и этим летом из Шанхая в Архангельск придут 10-12 судов. Договоренности были достигнуты после того как в прошлом году грузовое судно из Шанхая прошло по маршруту Севморпути за 23 дня, (против 58 через Суэц). «Увеличение грузооборота Севморпути – задача, поставленная президентом. С китайскими портами эту работу уже выстраиваем», – сообщил Александр Цыбульский, добавив, что несмотря на географическую удаленность, сотрудничество с КНР является предметом особого внимания и одним из приоритетных направлений развития международных связей региона.
Сегодня на Китай приходится 32,5% от всего объема внешнеторгового товарооборота Архангельской области, который только за последние три года вырос на 50%. Представляя возможности Архангельского порта и Севморпути в рамках VIII Российско-Китайского ЭКСПО в Харбине, Цыбульский особо акцентировал, что логистика – это то направление, которое сегодня выходит на первый план практически во всех внешнеэкономических взаимоотношениях: «При примерно равном качестве продукции сегодня скорость и качество доставки этой продукции до потребителя становятся самым главным вопросом».
Географическое положение, мощности порта, возможность круглогодичной эксплуатации, а также действующие преференциальные режимы для инвесторов делают порт Архангельск наиболее подготовленной площадкой для входа китайских грузов в Россию. Член комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Госдумы РФ, доктор экономических наук Николай Новичков считает, что Архангельской области «судьбой подсказано строить отношения в части морского сотрудничества», и развитие именно логистических возможностей региона – это правильный вектор, который становится важным конкурентным преимуществом региона особенно вкупе с развитием других отраслей народного хозяйства. «Нужно понимать, что Китай – это часть большого самого развивающегося макрорегиона мира – Азиатско-Тихоокеанского, поэтому отношения торгово-экономического сотрудничества через СМП – это не просто выход в Китай. Это выход на макрорегион, в котором формируется большая часть прибавочной стоимости в мире», – комментирует Новичков.
Политолог Валерий Прохоров обращает внимание на то, что результативное участие глав регионовх в государственных визитах такого уровня усиливает политический вес и повышает политическую устойчивость губернатора. «Конечно, всё зависит от контекста участия губернатора, мы видим, что, к примеру, глава Архангельской области обсуждает с китайцами вопросы, связанные с загрузкой Севморпути, участие в проектах, которые связаны со строительством портовой инфраструктуры, ну и так далее. Это интересные вещи, это вещи межрегиональные, которые важны в рамках всего развития Арктики. И, развивая свои местные темы, губернаторы тем самым вносят лепту в серьезные федеральные проекты, – говорит Прохоров. – Архангельск в свое время был основным портом России, а сегодня помимо выхода на СМП, он в отличие от ряда других арктических регионов связан с автомобильными и железными дорогами. То есть становится таким своеобразным «аэродромом подскока», поскольку там все в связке – и железная дорога, и авиация, и шоссе, и развитый порт. И уже сейчас становится понятно, что усилия Цыбульского направлены как раз на то, чтобы Архангельск стал важным логистическим центром».
Согласно комплексному плану развития Архангельского транспортного узла флагманским проектом для региона в ближайшие годы станет строительство глубоководного района морского порта с максимально допустимой осадкой 14,5 метра. Этот проект крайне важен для лесопромышленного комплекса Архангельской области, который заметно пострадал от европейских санкций. Возможность развивать экспортные поставки через Севморпуть станет наилучшей альтернативой для всех регионов СЗФО. Потенциальный грузопоток импортно-экспортных грузов в контейнерах может составить к 2030г. около 300 тыс. контейнеров (4,45 млн тонн), и 600 тыс. (почти 9 млн тонн) к 2040г. Половина из этого объема – экспорт пиломатериалов.
Работа Цыбульского в Китае в рамках государственного визита – это большой плюс не только для Архангельской области, но и для соседних с ней регионов, считает Новичков: «Наши регионы связаны самыми прочными нитями друг с другом и со всей национальной социально-экономической системой. И если один из регионов начинает бурно развиваться, сотрудничать с зарубежными партнерами, то это неминуемо влияет на экономику соседних регионов и страны в целом. И всегда отрадно видеть, что среди губернаторов есть амбициозные лидеры, готовые развивать и свои регионы, и страну в целом. Вот почему такие вот горизонтальные связи на уровне губернаторов значимы не меньше, чем весь визит в целом».
Эксперты сходятся во мнении, что появление такого транспортно-логистического хаба станет толчком в развитии ряда смежных отраслей, связанных со строительством складских мощностей и другой инфраструктуры, что даст региону и новые рабочие места, и расширение налоговой базы. Кроме того, по мнению наблюдателей, Архангельск сегодня претендует на о, чтобы стать важной «точкой сборки» сотрудничества России с АТР и с Белоруссией, что подтверждает и недавняя встреча Цыбульского с президентом Александром Лукашенко, который заявил о заинтересованности в выстраивании логистики в Азию именно через Архангельский порт. Таким образом усилия архангельского губернатора становятся стратегически значимыми не только для своего региона, но и для всей страны в целом, заключают эксперты.