Развитие транспортной инфраструктуры Архангельской области, включая как наземную, так и морскую составляющую, стало центральной темой встречи губернатора Александра Цыбульского с министром транспорта России Андреем Никитиным. В фокусе внимания оказались амбициозные проекты в сфере беспилотных морских систем, где регион уже демонстрирует конкретные результаты. В июле 2025 года безэкипажный катер «Бриз» успешно совершил автономный переход по маршруту Архангельск – Соловки протяженностью около 280 километров, доставив на архипелаг около 150 кг груза для нужд Архоблэнерго. Как тогда отметил генеральный директор АО «Безэкипажная логистика» Владимир Шумилов, «95% маршрута безэкипажный катер прошел в автоматическом режиме без применения ручного управления». Цыбульский на встрече с Никитиным сообщил, что уже в 2026 году планируется запуск в постоянную эксплуатацию двух подобных катеров, что позволит повысить доступность и рентабельность грузовых перевозок в труднодоступные арктические территории.

Политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков, комментируя эти планы, подчеркивает, что данное заявление губернатора – не изолированное событие, а закономерный этап выстроенной и последовательной работы региональной власти. «Такая оперативность перехода от испытаний к коммерческой эксплуатации является показателем реальной востребованности технологии и эффективности управленческих решений, – отмечает эксперт. – Важно подчеркнуть, что губернатор не ограничивается ролью заказчика, а активно стимулирует создание в регионе полноценного производственного кластера, предложив компаниям-разработчикам рассмотреть возможность получения статуса резидента Арктической зоны РФ и наладить непосредственное производство беспилотников в Архангельской области. Этот шаг трансформирует проект из логистического в инвестиционно-промышленный, создавая мультипликативный эффект для всей региональной экономики». По мнению Гращенкова, инициатива губернатора Цыбульского по развитию беспилотного судостроения — это продуманная стратегия, нацеленная на комплексное развитие области, которая позволяет использовать географические особенности региона как конкурентное преимущество.

Профессор Дмитрий Нечаев, также обращает внимание на стратегический характер предпринимаемых шагов. «Понятно и то, что без личного участия и поддержки губернатора Александра Цыбульского инновационные проекты в высокорисковой и капиталоемкой сфере вряд ли были бы реализованы. И в данном случае власти субъекта РФ выступают как инноваторы, – считает Нечаев. – Архангельская область, которая обоснованно позиционирует себя как «пилотный регион» в этом направлении, создает дополнительные условия для привлечения инвестиций. При этом, появление кластера даст синергетический эффект и в социальной сфере, так как улучшение грузоперевозок напрямую кардинально влияет на качество жизни людей в труднодоступных районах Севера».

Параллельно с инновациями в морской логистике ведется плановая работа по развитию дорожной сети региона. Объем федеральной поддержки этой сферы остается высоким: 4,5 млрд рублей в 2025 году и 5,4 млрд – в 2026-м. Благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни» планируется значительно улучшить нормативное состояние региональных дорог – с 33,82% в 2025 году до 47,05% к 2030 году. В 2026 году завершится капитальный ремонт федеральной трассы М-8 «Холмогоры» на участке 5–14 км с расширением полос движения. Продолжаются работы и на автодорожном маршруте Архангельск – Онега, реализация которого предусмотрена поручением Президента России. В 2022–2024 годах здесь отремонтировано более 58 км дороги, а в планах до 2030 года предусмотрено федеральное софинансирование строительства еще 29,4 км дорожных участков. Таким образом, комплексное развитие транспортной системы, включающее как прорывные технологические проекты, так и традиционную инфраструктуру, продолжается при поддержке федерального центра, оставаясь ключевым фактором повышения качества жизни людей и обеспечения устойчивого роста Архангельской области.