Верховный суд отменил резонансные решения нижестоящих судов по делу о квартире Ларисы Долиной, оставив право собственности за Полиной Лурье. При этом председатель ВС Игорь Краснов поручил подготовить обзор судебной практики по рассмотрению подобных дел, когда жилье возвращалось продавцу после их заявлений, что они передали средства от сделки мошенникам. Политолог Евгений Минченко в беседе с «Клубом Регионов» рассуждает о том, почему важно было закрыть этот вопрос до прямой линии с Владимиром Путиным и как это отвечает интересам российского общества.

– Вчерашнее решение ВС по делу Долиной удовлетворило запрос граждан на справедливость, который, как говорят эксперты, является одним из главных в преддверии больших выборов-2026?

– Ситуативно это позитивный фактор, но это не должен быть единичный случай, у этого решения должны быть системные последствия. Нужна масштабная история.

– Нужен массовый пересмотр решений по делам пенсионерок-скамщиц?

– Да. Хотя бы в этом вопросе.

– Многие блогеры, а теперь и сенатор Клишас говорят о том, что стоит обсудить компетентность судей, допустивших «экстравагантное толкование» закона и разобраться с теми чиновниками, которые воспользовались «телефонным правом» и повлияли на судебные решения. Выявление и наказание этих людей/человека тоже должно быть предметом общественного достояния, как сам скандал и вчерашнее заседание Верховного суда?

– Полностью согласен, что было бы неплохо разобраться, как именно принималось это очевидно несправедливое и незаконное решение. И если имело место нарушение закона, то наказывать нужно соответствующим образом. И было бы лучше, если бы результаты этого расследования были опубличены. 

– Почему именно дело Долиной так сплотило людей?

–  Во-первых, дело в очевидной несправедливости решения судов. Во-вторых, Лариса Долина известная, но не сказать, что очень популярная и любимая народом. К примеру, я никогда не был поклонником ее творчества. Плюс, повлияло абсолютно неадекватное и хамское поведение ее публичных защитников.

– На первый взгляд, это дело не имеет прямого отношения к политике…

– Ну как же? Самое прямое отношение имеет, поскольку Долина воспринималась как часть элиты.

– Прежние решения в ее пользу пошатнули доверие к власти?

– Это вопрос к социологам.

– Можно ли раскрутить эту ситуацию так, чтобы на выборах в Госдуму она принесла бонусы «Единой России»?

– Эту историю вряд ли можно конвертировать в бонусы для той или иной политической силы.

– Многие эксперты хвалят Краснова. Хочется даже сказать, что если бы этого кейса не было, его стоило бы придумать.

– Краснов, несомненно, набрал очков. Это сильно добавило его узнаваемости и позитивному к нему отношению.

– Есть теория – назову ее конспирологической – о том, что дело Долиной оперативно пересмотрели специально до прямой линии с Владимиром Путиным.

– С вероятностью на 99,99% это правда.

– Зачем это нужно?

– Лучше, чтобы эта история была решена до прямой линии, потому что это токсичная тема. Путин всегда очень негативно относится к темам вмешательства в работу судебной системы. Думаю, что это обсуждалось, в том числе, и с Красновым, потому что сроки могли быть разными, но заседание Верховного суда сознательно провели до прямой линии.