Власти Астраханской области совместно с инвесторами приступают к реализации проекта особой экономической зоны порта Оля. Она станет второй ОЭЗ в Каспийском кластере и частью транспортного коридора «Север – Юг». Сейчас в регионе идет проектирование инфраструктуры порта, ведется ремонт причалов для перевалки грузов, следующих через Каспий из Европы в Иран и Индию и обратно. Эксперты уверены, что объединение двух особых зон в единый кластер повысит их конкурентоспособность, закрепит за Астраханской областью статус логистического центра и послужит толчком для развития территории.

Особые экономические зоны в Астраханской области – «Лотос» и порт Оля – объединят в Каспийский кластер. Его резидентам будут доступны таможенные и налоговые льготы, в том числе процедура свободной таможенной зоны.

По словам губернатора Игоря Бабушкина, Каспийский кластер – «стратегически важный проект международного уровня», который станет частью геополитического проекта МТК «Север – Юг» и укрепит позиции России на Каспии. «В этом проекте заинтересованы все прикаспийские государства и Индия. Впервые идея коридора была озвучена президенту РФ Владимиру Путину еще губернатором Анатолием Гужвиновым. Главу государства она заинтересовала, и в мае 2019г. он поставил задачу ее развития. Практически мы сегодня считаем себя продолжателями этой инициативы», – рассказал Бабушкин.

Эксперты обращают внимание, что проект, долгие годы числившийся в разряде перспективных, реальные очертания стал обретать с приходом в регион Бабушкина. Уже сейчас в «Лотосе» помимо россиян работают компании из Италии, Ирана и Азербайджана. Они занимаются судостроением, производством комплектующих, кормами для аквакультуры, геосинтетикой.

Портовая зона также вызывает интерес инвесторов: уже сейчас ее резидентами готовы стать пять компаний. Морской порт для обработки грузов, идущих по коридору «Север – Юг», построит портово-логистическая компания «Каспий». Инвестиции оцениваются в 15 млрд руб. В компании рассчитывают достичь ежегодного грузооборота в 5–8 млн тонн, это грузы, которые сегодня минуют Астрахань.

Портовая зона получит полноценную железнодорожную инфраструктуру, будет подключена к газоснабжению. Этим также займутся частные инвесторы. Кроме этого, в ОЭЗ появятся центр инновационной антимикробной обработки растительного и животного сырья, производство оборудования для первичной переработки крупного рогатого скота и птицы.

Об интересе федцентра в развитии Каспийского кластера говорят цифры. В 2021–2022гг. из федерального бюджета будет выделено более 2,5 млрд руб. Средства будут направлены на модернизацию двух причалов порта Оля. На втором этапе проекта будут построены морской контейнерный и другие терминалы. К 2030г. на территории ОЭЗ появятся 62 новых объекта.

Геополитическую важность Каспийского кластера как составной части МТК подчеркивает глава комитета Делового совета ЕАЭС по торгово-экономическим отношениям, завкафедрой международной коммерции РАНХиГС Владимир Саламатов. России сегодня крайне важно закрепить свои позиции на Каспии, чтобы оставаться ведущим игроком на рынке экспорта и сохранять политическое влияние, считает эксперт. «Оля – это порт, который объединяет Иран, Азербайджан и Российскую Федерацию. И если мы можем использовать судовой транспорт для перевозки сыпучих грузов, то, безусловно, инфраструктура современного уровня создаст нам дополнительные возможности. Более того, от Ирана на юг идут очень мощные железные дороги, которые этот груз могут доставлять дальше, в арабские страны», – отмечает Саламатов.

Если говорить непосредственно об Астраханской области, то новый инфраструктурный проект может стать хорошим драйвером для развития региона, считает руководитель проектов компании «Морстройтехнология» Софья Каткова. «Чем больше в России будет портов, в том числе и на Каспии, чем больше будут их глубины, тем лучше. Конечно, у Астраханской области есть серьезный конкурент на Каспии – Махачкалинский порт. И, на мой взгляд, поперечные маршруты Актау – Оля, Туркменбаши – Оля могут оказаться даже более востребованы, чем продольные в Иран. Будем честны, хотелось бы получить и кусочек маршрута из Китая через Олю, но пока это экономически невыгодно из-за двух перевалок. Развивать порт Оля региональным властям, безусловно, нужно: развитие шельфа, собственные грузы – зерно, сера и так далее», – комментирует эксперт.

В свою очередь Владимир Саламатов считает, что Каспийский кластер в целом имеет хорошие перспективы вне зависимости от наличия других портов: «Несмотря на относительную близость порта Махачкалы, порт Оля может быть вполне самостоятельным объектом: здесь есть своя сильная инфраструктура, связанная с нефтяным и газовым бизнесом. Плюс это очень хороший порт для перевалки зерна. Уверен, прежде чем принять решение об организации здесь особых экономических зон, были проведены серьезные исследования грузопотоков и сделано экономическое обоснование».

Каспийский кластер станет драйвером развития не только для Астрахани, но и соседних регионов, уверен член Экспертного совета при коллегии Росморречфлота, глава агентства «Новэкс Марин» Владимир Фефелов. «Портовая ОЭЗ поможет вывести экономику прилегающих регионов Юга на новый уровень. При этом у нее есть неоспоримое преимущество перед обычными: здесь экономическая отдача на порядок выше, как и скорость достижения показателей. Масса плюсов и для области, и для порта, и для транспортной инфраструктуры коридора «Север – Юг». Реализация ОЭЗ требует серьезных расчетов, и это тоже дает определенные гарантии. Для прикаспийских регионов транспортные услуги являются бюджетообразующими. И чем больше транспортных потоков, чем больше инфраструктуры, тем лучше чувствует себя региональная экономика», – подытожил эксперт.