В Калужской области подвели первые итоги принятых в феврале решений губернатора Владислава Шапши в сфере миграционной политики. Тогда, после ряда резонансных конфликтов между трудовыми мигрантами и жителями области, власти региона предприняли шаги для обеспечения безопасности и защиты интересов граждан. Так, был ужесточен контроль над выдачей рабочих патентов мигрантам, запрещено использование иностранного труда в ряде наиболее социально чувствительных сфер: торговле, общепите и общественном транспорте. Кроме того, с подачи Шапши Калужская область приостановила участие в программе содействия добровольному переселению соотечественников. По мнению главы региона, эта мера предотвратит получение гражданства РФ людьми, которые плохо знают русский язык, которые не уважают наши культурные обычаи и не стремятся соблюдать устоявшиеся в нашей стране нормы поведения и добрососедства.
В ходе совещания, которое калужский губернатор 20 мая провел с руководителями всех профильных ведомств, было озвучено, что с февраля количество выданных мигрантам патентов на трудовую деятельность в регионе сократилось в 1,5 раза. Правоохранители выявили почти 1,7 тыс. человек, которые нарушили режим пребывания в стране либо вели нелегальную трудовую деятельность. Более 130 нарушителей были выдворены. Кроме того, было пресечено шесть каналов незаконной миграции, по всем возбуждены уголовные дела. В результате количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, с начала года удалось снизить на 8%. А за последние три месяца в регионе не было зафиксировано ни одного резонансного происшествия с участием мигрантов.
Как подчеркнул Владислав Шапша, подобный контроль – это не разовая кампания, а политика, направленная на защиту интересов жителей Калужской области. «Отсутствие резонансных происшествий – главное свидетельство правильности выбранного курса. Результаты есть, но не нужно успокаиваться. Ни у кого не должно быть сомнений, что политика, направленная на защиту интересов и безопасности жителей Калужской области, будет продолжаться и впредь», – заявил глава региона.
Калужская область по объективным причинам одной из первых столкнулась с подобной ситуацией, отмечает научный руководитель факультета социальных наук Финансового университета при правительстве РФ, политолог Сергей Белоконев. По его мнению, это стало обратной стороной медали – позитивной динамики экономического развития региона. «Мигранты едут только в те регионы, где есть высокие темпы экономического роста, где есть работа и есть возможность зарабатывать, а Калуга в этом плане – один из лидеров, поэтому туда устремляется внимание не только мигрантов, но и жителей других регионов России», – объясняет эксперт.
«Меры, которые были предприняты губернатором несколько месяцев назад, были здравыми и аргументированными, в том числе и решение регулировать те сферы, в которые активно привлекались мигранты: общепит, транспорт, торговля. Когда Шапша столкнулся с проблемой неуправляемой миграции, он правильно оценил риски и сложности этой ситуации, и, что важно, власть заняла активную позицию – формировать процессы и управлять ими. Предпринятые шаги были своевременны, они были энергичны и эффективны, как показывает время. Цифры, которые были озвучены, говорят о том, что меры работают, и это плод усилий руководства Калужской области», – дает оценку Белоконев.
Инициированные властями проверки выявили почти 140 случаев предоставления фиктивных свидетельств о знании русского языка. Кроме того, сотрудники ЗАГСов вместе с полицией проанализировали более 4,5 тыс. материалов по бракам с иностранцами за последние три года, и по 155 случаям дела переданы в суд с требованием признать браки фиктивными.
По словам политтехнолога, автора Telegram-канала «Калуга вечерняя» Сергея Фадеева, количество выявленных за два последних месяца фиктивных браков и липовых сертификатов о знании языка стало одним из доказательств результативности той системы работы с мигрантами, которую выстраивает Шапша: «Это была не просто некая разовая акция со стороны губернатора в попытке показать жителям, что он реагирует на проблему, а реальные действия, целый комплекс мероприятий, который дал конкретный результат. По моей информации, уже есть уголовные дела в отношении структур, которые выдавали такие справки, а также признаны фиктивными более сотни браков, которые заключались с целью упрощенного получения гражданства. И это не окончательные цифры, там работала целая цепочка. И пока за эту проблему не взялись, в Калуге можно было спокойно найти объявления о поиске «невест», и расценки тоже всем были известны».
По мнению эксперта, поток трудовых мигрантов в регион держался на двух мифах: экономика Калужской области буквально рухнет при отсутствии завозной рабочей силы и что мигранты занимают те рабочие места, которые непривлекательны для местных жителей. Однако, после того как Шапша в феврале 2022г. подписал постановление, которое запрещает привлекать по патентам иностранцев к работе в сфере торговли, общепита, пассажирских перевозок и кадровых агентств, ни одна из этих отраслей не «схлопнулась» от отсутствия рабочих рук.
«Более того, сейчас иностранные предприятия приостановились, и высвобождаются работники, поэтому говорить, что действия Шапши ставят под угрозу экономику региона, конечно, нельзя, – продолжает Фадеев. – У нас усиленно создавался миф, что россияне не хотят работать там, где работают приезжие. Мне кажется, это такое лукавство с умыслом. Например, в Обнинске практически весь пассажирский транспорт был буквально захвачен мигрантами. Что, обычный житель Обнинска не готов работать водителем, тем более там сейчас неплохие заработки? Ну нет же. Эта ситуация была выгодна определенным представителям бизнеса, вот и все. То же самое со стройками. Крупному бизнесу проще оформить по упрощенной схеме гражданство работнику и не иметь проблем с квотами, патентами и так далее. Штамповка граждан РФ была поставлена на поток, вот мы и получили россиян, которые по-русски не говорят. Именно с этим сейчас и борется Шапша. Любое социологическое исследование подтвердит, что большинство жителей поддерживают эти действия. И речь ведь не идет о том, что в Калуге пытаются отменить какие-то законы о привлечении иностранной рабочей силы, речь идет о борьбе с тем беспределом, который процветал много лет».
С тем, что регион «сам не может кардинально что-то ограничивать», поскольку это регулируется на федеральном уровне, а губернатор Шапша действует в рамках отведенных ему полномочий, согласен и Сергей Белоконев: «Калуга не может отгородиться от мигрантов, да это и не нужно, Россия – открытая страна и всегда усиливалась приезжими, но только в том случае, когда они вписывались в культуру, принимали жизненный уклад и дополняли нашу большую российскую семью. В сложившейся сегодня ситуации проблема мигрантов будет объективно снижаться, будет определенный отток. Останутся только те, кто уже вписался, закрепился и кому важна не только финансово-экономическая ситуация, но и импонирует образ жизни здесь».
Комментируя первые итоги работы по выстраиванию региональной миграционной политики, которую ведут власти Калужской области, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, политолог Юрий Крупнов обращает внимание, что, по сути, Калужская область сегодня становится пилотным регионом по выработке новой концепции.
«Калужская область – это единственный регион, где серьезно озаботились этой проблемой и стали думать о том, как освободить свою экономику от мигрантозависимости. И это нельзя не приветствовать. Наверное, могут быть ошибки, где-то могут быть передергивания извне, но мы видим реальную выработку государственной миграционной политики, а я напомню, что субъект Российской Федерации – это государственный уровень власти. Я считаю, что опыт Калужской области, помимо общественного одобрения, надо самым серьезным образом анализировать на федеральном уровне. Мы видим колоссальное количество проблем по трудовой миграции, и ситуация перезрела настолько, что, на мой взгляд, нужны новая концепция миграционной политики и реформа, и Калуга здесь готовый пилотный регион», – поделился своим мнением собеседник «Клуба Регионов».