Федеральное агентство по рыболовству внесет изменения в правила вылова и добычи, которые ущемляют права коренных малочисленных народов Севера на Камчатке. Ранее губернатор края Владимир Илюхин обратился в ведомство с просьбой провести анализ существующих нормативов и увеличить квоты на добычу морзверя. «Когда региональные власти решают такие вопросы – это очень хорошая практика, проявление заботы о населении», – считает председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

Росрыболовство добавит квоты на добычу морского зверя для представителей коренных малочисленных народов севера на Камчатке. Об этом сообщил глава ведомства Илья Шестаков в ходе заседания Дальневосточного научно-промыслового совета, которое состоялось в Петропавловске-Камчатском 16 мая 2019г. По словам Шестакова, проблема, действительно, существует, «поскольку выделенный объем меньше, чем количество представителей коренных народов, которые хотят осуществлять вылов». «Сейчас мы смотрим, какие возможности есть в регулировании и нахождении решения этой ситуации. Первый: вполне возможно, что из промышленных квот мы добавим часть объема. Либо сейчас наука проведет дополнительные исследования. Возможно, мы увеличим общие допустимые уловы», – сказал глава ведомства.

Ранее на этом настаивал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, который обратился в ведомство с просьбой провести анализ введенных нормативов. После внесения ряда изменений в отраслевые документы представители коренных народов Камчатского края получили разрешение на добычу дробного количества морзверя. Так, например, в 2019г. квоты для камчадалов составили 0,09 штуки крылатки, 0,277 части ларги, 0,11 – морского зайца. Коренное население выступило против нововведений. Члены Совета старейшин КМНС обратились за решением проблемы к губернатору Камчатки.

«Очевидно, что дробление добываемых морских животных недопустимо. Фактически люди не могут организовать промысел. И эту ситуацию нужно разрешить. Собственно, с этим вопросом я и обратился в Росрыболовство. Сегодня ключевую роль играет мнение науки. Но позиция должна быть конкретной и аргументированной: или предоставить возможность осуществлять полноценный промысел в разрешенных пределах, или на какое-то время вводить мораторий для сохранения популяции. В любом случае нужно решение. В Росрыболовстве это признают. И мы договорились, что в ближайшее время будет проведен детальный анализ сложившейся ситуации», – прокомментировал обращение Илюхин в феврале 2019г.

Тогда же губернатор отметил, что применяемый норматив выявил еще одну проблему: некоторые пользователи завышают необходимые им объемы, а добытчики, которых никогда не интересовала добыча морских млекопитающих, подают заявки на вылов, не планируя его осуществлять. В итоге КМНС, для которых эта деятельность традиционная, получают меньшие квоты. По информации территориального управления Росрыболовства, в последнее время суммарно заявленный объем по морским млекопитающим значительно возрос – с 3 тыс. штук в 2014г. до 8 тыс. штук в 2019г.

«Для коренных народов промысел морзверя и рыбы не просто традиционный, часто это единственный способ пропитания и заработка. Коров они пасти не будут, олени – это для севера, а не для Камчатки. А вот будут морзверя и рыбу добывать – смогут и себя прокормить, и немного заработать, и государству сдать излишки, – говорит председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. – Поэтому, когда региональные власти решают такие вопросы – это очень хорошая практика, проявление заботы о населении. Все должно быть в рамках закона, и никто не должен ущемлять КМНС, об этом и президент постоянно говорит, и мы на заседании своего думского комитета. Эти люди на многое не претендуют. Мы не раз обсуждали эту проблему даже на международном уровне. Все [страны, на территории которых проживают КМНС] внимательно относятся и к предоставлению таким народам земельных участков, и к нормативам на охоту и рыболовство».

«Необходимое количество квот на вылов и добычу, конечно же, важно для сохранения образа жизни и быта коренных и малых народов Севера. Это же традиционная отрасль хозяйствования, это в какой-то степени образ жизни, и морской зверобойный промысел всегда был важной частью их жизнеобеспечения», – отмечает председатель Союза общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Алексей Лиманзо.

Напомним, применяемый сегодня расчет квот регламентирован изменениями в приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование».