К 2024г. угледобывающие предприятия Кузбасса должны минимум на 30% нарастить поставки в восточном направлении, заявил на совещании по вопросам развития угольной отрасли Владимир Путин. Для этого он поручил правительству «строго зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба». Напомним, с этой инициативой на федеральный уровень ранее вышел губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
Президент заявил о необходимости «гарантировать уверенное развитие угледобывающих регионов» и уделить особое внимание Кузбассу. «При этом планы отгрузки для угольных компаний Кузбасса должны определяться по действующим понятным и прозрачным принципам», – подчеркнул Путин.
Комментируя поручение президента, Цивилев отметил, что местные компании готовы наращивать поставки, но не могут из-за ограничений со стороны РЖД. «Из всех угольных кризисов Кузбасс всегда выходил за счет прироста объемов добычи угля. Сейчас мы впервые были вынуждены сократить их. За последние два года в Кузбассе добыли угля на 39 млн тонн меньше относительно базового 2018г. Недополученные налоги от угольной отрасли в региональный бюджет за два года составили 44 млрд руб. Но Восточный полигон нужен не только для угля, по нему поедут и руда, и металл, и зерно, и удобрения, и другие грузы. Он нужен нашей стране», – сказал глава региона.
Воплощение в жизнь поручений президента даст дополнительные возможности для общего социально-экономического развития региона, подтверждает доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Кузбасс благодаря наращиванию поставок получит не только увеличение поступлений в бюджет, но и основу для диверсификации экономики, необходимость которой также обсудили на совещании с президентом. «В Кемеровской области большое число моногородов, программа их развития действует уже несколько лет, ее основой как раз является уход от моноотраслевой специализации. При этом мы знаем, что сырьевая специализация региона, как правило, дает дополнительно ресурсы, которые могут быть потрачены на разные цели социально-экономического развития, в том числе наращивание инвестиционной активности», – добавил эксперт.
Кандидат экономических наук, завлабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев поддерживает увеличение восточных поставок: «Российская угольная промышленность развивается в первую очередь за счет экспорта на Восток, его потребление сосредоточено в Индии и Китае, где до сих пор строят угольные станции. А потенциал добычи конкурентоспособного угля в России самый высокий в мире. Скорее всего, до середины XXIв. российский уголь останется одним из самых конкурентоспособных, поскольку у нас достаточно мягкое экологическое регулирование и высокие возможности для реализации крупных качественных инвестпроектов в этой сфере. В развитых странах проекты добычи угля рано или поздно попадут под запрет, а в развивающихся странах нет так много качественных углей. Все это создает условия для развития нашей угольной промышленности».
При этом Семикашев отметил, что если морские угольные терминалы построят сами добывающие компании, то решить проблему железнодорожной транспортной инфраструктуры кроме государства не может никто. Но здесь, по мнению эксперта, необходимо сочетание инвестиционных мер для расширения узких мест железной дороги и организационных мер со стороны самих поставщиков. Так, он обратил внимание, что восточные порты изначально не были ориентированы на погрузку миллионов тонн угля, что создает проблему угольной пыли, плохо сказывается на локальной экологии, и из-за этого приходится останавливать погрузку. Кроме того, составы с углем часто скапливаются на железной дороге перед терминалами. Решению этих проблем должно быть уделено не меньше внимания, убежден собеседник «Клуба Регионов».
Владимир Климанов тоже рекомендует не забывать об экологии. «Нарастание требований зеленой экономики происходит порой даже быстрее, чем мы можем предположить. Даже в нашей стране государственные и негосударственные структуры всё активнее задумываются над этим вопросом. Это нельзя сбрасывать со счетов, когда будут наращивать производственные или инфраструктурные мощности, связанные с добычей и экспортом угля», – сказал экономист.