Кемеровский губернатор Сергей Цивилев, который руководит рабочей группой Госсовета РФ по направлению «Энергетика», сделал резонансное заявление на Восточном экономическом форуме. Глава региона, в котором добывают 57% всего российского угля, участвовал в обсуждении темы «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?», назревшей в связи с острым дефицитом провозной и пропускной мощности Восточного полигона из-за существующих инфраструктурных ограничений. Цивилев предложил передать Минстрою РФ функцию строительства полигона, а РЖД оставить только эксплуатацию и капитальный ремонт.
«У него (Минстроя. – Прим. ред.) есть все компетенции. Должно быть принято серьезное стратегическое решение, потому что мы системно, на протяжении многих лет, не выполняем подписанную программу. Все эти стройки – БАМ и Транссиб – они же делаются для регионов: то есть в каждом регионе разработана своя программа социально-экономического развития, и эта программа должна быть синхронизирована с работой и строительством Восточного полигона БАМа и Транссиба», – отметил глава Кузбасса.
По словам Цивилева, крупнейший российский перевозчик системно не выполняет свои обязательства, поэтому в 2022г. из Кузбасса будет отправлено на экспорт еще меньше угля, чем в прошлом. «Влияние эмбарго на нашу угольную отрасль меньше, чем нестроительство в сроки Восточного полигона. Мы все отстаем от сроков», – добавил губернатор. Также он подчеркнул, что «Сибирь всегда была рядом с Дальним Востоком» и предложил расширить полномочия комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, отвечающей как раз за объекты в экономике – дать ей право контролировать введение объектов.
Предложение Цивилева близко и понятно другим регионам: в сессии участвовали губернаторы Амурской области и Хабаровского края, также заинтересованные в повышении пропускной способности железной дороги и в модернизации пунктов пропуска, строительстве путепроводов для безопасности пешеходов, местных жителей.
Политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко так прокомментировал выступление губернатора Кузбасса: «К руководителю ОАО «РЖД» Олегу Белозерову, действительно, последние несколько лет очень много претензий, еще до начала СВО. И основные претензии со стороны угольщиков, потому что существующие пропускные мощности не обеспечивают запросы угольной отрасли, регулярно происходят разбирательства. Недавно была предложена модель квот для Кузбасса – то есть какая-то попытка структурировать, кому сколько вагонов давать; правда, при этом пострадала Хакасия, которую не учли в этой системе квот. За Белозеровым (ни для кого не секрет) стоят братья Ротенберги. И если речь идет о передаче строительства Восточного полигона Минстрою, то Минстрой – это Хуснуллин, а Хуснуллин – это Мишустин. И связка «Мишустин – Хуснуллин», в общем-то, выглядит тяжеловесно. Понятный запрос губернатора».
Политолог Павел Склянчук считает заявление Цивилева на ВЭФ не случайным и действительно выстраданным: «Это предложение вписывается в новую геополитическую реальность. Губернатор справедливо сравнил потери, которые несут угольные предприятия от введения различных ограничений, санкций, и те убытки, которые несут от несоблюдения сроков строительства Восточного полигона, главного транспортного хаба, который бы позволил нарастить объемы выработки и транспортировки угля на экспорт в Азию, в Китай. Эта чаша весов придает позиции губернатора определенную уверенность в том, что если вопрос будет поднят на уровень руководства страны, то, скорее всего, оно поддержит инициативу главы региона».
По мнению эксперта, губернатор не дистанцируется, не устраивает разбор полетов, а вносит конструктивное предложение: раз наблюдается систематическое нарушение сроков строительства, нужно просто поменять ответственного подрядчика. «Проект является важным элементом для всей российской экономики, а не только для Кузбасса. И я уловил сопричастность Сергея Цивилева, готовность нести соответственность за этот проект. Кстати, думаю, что предложенная модель не приведет к эскалации конфликта: ранее были совещания у Белоусова (первый зампред правительства РФ. – Прим. ред.) относительно РЖД и угольных компаний. Минстрой под кураторством вице-премьера Хуснуллина наращивает свое присутствие в сфере госзаказа по стройке. И этот подход является правильным: от госкомпаний к федеральному министерству», – подытожил Павел Склянчук.
Основные потребители российского угля сосредоточены в странах АТР, и восточное направление отправки для Кузбасса по-прежнему предпочтительнее, чем через порты Северо-Запада России и Азово-Черноморского бассейна. К тому же в этом году выросли все расходы на транспортировку угля западным маршрутом. В том числе, дополнительно к плановой индексации (на 5,8% с 1 января) с 1 июня проведена индексация жд/тарифов на 11%. На три месяца отменены понижающие коэффициенты на перевозку жд/транспортом энергетического угля и на дальность перевозки угля. Ставки фрахта увеличились в два-три раза, а расходы на портовое обслуживание – в полтора-два раза.
В связи с этим кемеровский губернатор предлагает снизить тариф ОАО «РЖД» на перевозку угля в порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов – вплоть до полного обнуления; отложить изменение тарифной политики жд/перевозчика до 2026г. и вернуть ранее действовавшую схему расчета НДПИ на уголь (без учета иностранных индексов цен). Что касается основного вопроса по Восточному полигону, то в текущем году необходимо завершить первый этап и ускорить выполнение второго, а также обеспечить исполнение поручения президента и решений правительства РФ о поэтапном увеличении к 2024г. объемов вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении на экспорт не менее чем на 30%.