Правительство России отменило таможенные пошлины на вывоз каменного угля, за отказ от которых активно выступал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Напомним, пошлины ввели с октября 2023г., по плану они должны были действовать на протяжении всего 2024-го. Размер экспортных пошлин зависел от курса рубля и составлял от 4 до 7% от стоимости продаваемого за рубеж твердого топлива. Только в Кузбассе, по предварительной оценке, потери угольщиков от действия пошлин могли бы составить 92 млрд руб. – и это вдобавок к недополученным в последние пять лет 2,5 трлн руб. из-за инфраструктурных ограничений на вывоз угля. Выступая против введения экспортных пошлин, в своем обращении к руководству страны губернатор Цивилев в первую очередь акцентировал внимание на потерях областного бюджета – они оценивались в 17 млрд руб. Продвигая инициативу об отмене пошлин, Сергей Цивилев действовал в тесном сотрудничестве с Минфином и Минэнерго РФ.

Очередной шаг федерального центра навстречу инициативам Кузбасса, по мнению наблюдателей, выглядит закономерным, учитывая, что ранее президент России Владимир Путин поддержал предложение губернатора Цивилева о выделении дополнительного финансирования для развития БАМа и Транссиба, по которым идут основные потоки грузов в страны Востока и Азии – главным потребителям российского угля. Сегодня Кузбасс экспортирует почти 60% всего отечественного угля, поэтому негативные последствия от инфраструктурных ограничений для региона были наиболее ощутимы.

Отказ от пошлин – это в том числе и результат плотной работы губернатора Цивилева с федеральными ведомствами, считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Ерохина. «Сейчас каждый губернатор старается решить насущную проблему – как обеспечить положительную динамику социально-экономического развития в условиях санкций и растущей инфляции. А Цивилев как раз из тех глав регионов, которые очень активно работали в этом направлении. Поэтому для него, учитывая специфику и доминирование угольной отрасли, это было одним из приоритетных направлений – работать над тем, чтобы восполнить эти недополученные доходы», – говорит собеседница «Клуба Регионов».

Первый зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов, комментируя решение правительства, обратил внимание, что введение экспортной пошлины стало не единственной проблемой, с которой столкнулись угольщики. Экспортные цены на уголь по сравнению с пиковыми значениями 2022г. снизилась в два, а то и в три раза, в то время как расходы добытчиков, наоборот, растут. «В 2023г. рост себестоимости превысил 30%. Почему? Потому что техника еще импортная, ее нужно обслуживать, ремонтировать. А ключевая ставка растет, увеличиваются транспортные расходы – вырос тариф на ж/д перевозки. Продолжает действовать отмена понижающих коэффициентов на дальность при экспорте энергетического угля. Все это происходит на фоне дефицита провозных способностей восточного полигона РЖД», – перечисляет депутат. Именно Кузбасс, учитывая структуру его экономики, в большей мере почувствовал все последствия от этих явлений.

«Соответственно, Сергей Евгеньевич Цивилев и как губернатор Кузбасса, и как председатель комиссии Госсовета по энергетике обращался с этим вопросом к правительству, аргументированно демонстрировал последствия, к которым приведет введение такой пошлины. Поэтому отмена пошлины – это очень хорошая новость. Это позволит сохранить инвестиции в угольной и смежных отраслях, а также устойчивость бюджетной системы Кузбасса», – объяснил Исламов.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Олег Сухарев не сомневается, что решение, принятое в результате усилий губернатора Цивилева, будет способствовать развитию региона, ВРП которого на треть формирует угольная промышленность. «Поскольку мы говорим об угольном регионе, нужно ориентироваться на его экспортные возможности и стимулировать их», – говорит эксперт. Отмена пошлины оставит бизнесу средства, которые забрал бы федеральный центр, часть из них перейдет в виде налогов в региональный бюджет, а часть пойдет на развитие угледобычи, что также важно для укрепления кузбасской экономики. «Если в результате предприятия смогут увеличить поставки, то регион от этого только выиграет, ведь его бюджетные возможности расширятся. Это решение пойдет на пользу региона, специально для этого по ходатайству губернатора оно и принималось», – подчеркнул Сухарев.

Наблюдатели при этом отмечают, что внимание федерального центра к Кузбассу связано не только с разворотом экономики на Восток. Активная работа губернатора Цивилева по продвижению интересов области и поддержка президента Владимира Путина позволили «перезапустить» Шерегеш, превратив его в один из самых комфортных и популярных лыжных курортов страны; приступить к долгожданному строительству обхода Кемерова (дорогу планируют сдать в 2024г.); заметно обновить социальную, спортивную и транспортную инфраструктуру областной столицы, а также Южной агломерации и всех остальных территорий региона. Кроме этого, всего за год в Кемерове было построено президентское кадетское училище (его открыли в 2019г.), создание которого тоже получило одобрение главы государства. Также отметим, что в 2021-м Кузбасс вошел в число четырех пилотных регионов по созданию культурно-образовательных комплексов. Ряд важных объектов кластера в Кемерове ввели уже в 2023г., причем Кузбасс сделал это первым в стране.

Рассуждая об отношении региона с федеральным центром, депутат Исламов высказал мнение, что Кузбасс действительно является особым регионом для президента Путина. «Это шахтерский регион, а кто такие шахтеры? Это люди труда, мужественные, сильные духом, сильные характером. Это люди, для которых большое значение имеют взаимопомощь, взаимовыручка. И вот сейчас и шахтеры, и весь Кузбасс знают и видят особое отношение президента, поэтому не стоит сомневаться, что весь регион будет рядом с президентом и во всем его поддержит», – заявил собеседник «Клуба Регионов».