Работа общественного транспорта в Курске может стать политической проблемой для областных властей в преддверии президентских выборов в марте 2024г., а также в сентябре, когда на перевыборы собирается пойти губернатор Роман Старовойт, считает политолог Владимир Слатинов. Политолог, медиаэксперт Владимир Храмцов таких опасностей не видит и считает реакцию властей на претензии граждан образцовой.
В конце января Слатинов опубликовал пост о негативных трендах транспортной реформы, которая началась год назад по инициативе губернатора Романа Старовойта. Пост, где эксперт поделился своим мнением о набитых битком «Волгабасах», которые «еле передвигаются из-за гигантских пробок», плохо убранных дорогах и отсутствии выделенок для общественного транспорта разошелся по всем популярным курским пабликам и СМИ, вызвав огромный резонанс. В комментариях на странице Слатинова «ВКонтакте» в день публикации даже появился замминистра транспорта и автомобильных дорог Александр Васильченко, он несколько часов отвечал на претензии и предложения горожан, а 30 января с девяти утра до девяти вечера объявил прием граждан, чтобы ответить на их вопросы по транспортной реформе.
Имиджевый проект губернатора
В беседе с «Клубом Регионов» Слатинов обратил внимание, что реформа готовилась несколько лет, и она является важнейшим проектом губернатора Старовойта в рамках его первого срока. «Она и преподносилась в таком качестве, и таковой является на самом деле, потому что это действительно очень масштабное мероприятие, которое влияет фактически на всех жителей всего областного центра», – говорит эксперт. По его оценке, концептуально реформа выстроена верно: она убрала с дорог тесные «пазики» и «газели», которые, по словам Старовойта, работали в серой зоне, и перевела общественный транспорт на прозрачные и контролируемые областным правительством механизмы работы с применением брутто-контрактов для перевозчиков, которые отвязали зарплату водителей от собранных ими денег за проезд. Это позволило наладить работу более вместительных автобусов и троллейбусов по расписанию, внедрить приложение для пассажиров, которое позволяет отслеживать движение транспорта.
Политолог также отметил, что в рамках реформы летом 2023г. власти одним днем внедрили новые маршруты, предполагающие пересадку там, где раньше можно было доехать напрямую, чем шокировали горожан и вызвали первую волну критики, но смогли ее погасить при помощи грамотной разъяснительной работы. Впрочем, возмущенные голоса по этому поводу раздаются до сих пор. «Постепенно люди привыкли и к действительно комфортному транспорту, и к валидаторам. На самом деле я могу сказать, что Курск в этой части по сравнению с другими регионами Черноземья продвинулся дальше всех», – сказал Слатинов и напомнил, что эти достижения Старовойта даже были отмечены на федеральном уровне.
Проблемы, которые Слатинов описал ранее, по его словам, выпукло обозначились после новогодних праздников «и серьезно ударили по репутации реформы и по имиджу успешного реформатора городского транспорта, который был у Старовойта». Главными проблемами стали нехватка водителей и нехватка «Волгобасов», поначалу «на подхвате» вместе с ними работали «газели» и «пазики», но с нового года их полностью ликвидировали. «Завозить сюда водителей-вахтовиков сложно из-за прифронтового статуса Курской области: многие не хотят сюда ехать, потому что страшно. Люди-то не знают, что здесь спокойнее, чем в Белгороде, но человеку из условного Саратова какая разница – что Курск, что Белгород», – пояснил Слатинов. Более того, с нового года нехватка водителей стала еще больше. «Причины этого сокращения до конца непонятны. Старовойт, например, говорил, что они резко заболели. Но ходят слухи, что многие просто уволились, потому что обещанная зарплата [от 75 до 120 тыс. руб.] оказалась не такой уж и высокой. Даже Васильченко у меня в комментариях сообщил, что 40 автобусов просто стоят, потому что нет водителей», – добавил эксперт.
«В общем, этап реформы в этом году стал очень серьезной проблемой. В сочетании с коммунальными проблемами (хотя у нас и нет ситуаций, когда отключают по сотне домов, но почти ежедневно по несколько домов сталкиваются с проблемами) это всё накапливает раздражение в части региональной повестки и оценки деятельности региональной власти. Всё это очень плохие звоночки, поэтому правительству и губернатору надо срочно принимать меры, чтобы проблему купировать», – резюмировал Слатинов.
Пример не без проблем
Политолог, медиаэксперт Владимир Храмцов сказал «Клубу Регионов», что не согласен «с основным посылом» Владимира Слатинова. «Понимаете, в последний раз транспортная реформа в Курске проводилась примерно никогда. И сейчас не просто закупаются новые автобусы, но меняется маршрутная сеть, в условиях серьезного кадрового дефицита готовятся специалисты. Это очень сложный и масштабный процесс, первые результаты которого уже видны: например, сейчас можно уехать на автобусе домой в 11 вечера, чего не было никогда. Кроме того, раньше в непогоду общественный транспорт просто исчезал, но в последние несколько месяцев, когда в Курске были снегопады, автобусы ходили, хотя и были сбои в расписании», – сказал эксперт.
Впрочем, Храмцов признает, что транспортная реформа не лишена недостатков, а «жалобы людей во многом справедливы», когда они говорят о нехватке автобусов или о том, что они переполнены. «Но это рабочие моменты, и их руководство курского транспорта оперативно старается исправлять. А вот жалобы на то, что много людей стоит на остановках… Ну так вы откройте московские паблики и почитайте, что там происходит в час пик. Конечно, у реформы есть как положительные, так и отрицательные стороны, но, на мой взгляд, положительных гораздо больше. Возьмите в нашей стране любую реформу и посмотрите, сколько будет довольных. Чем масштабнее реформа – тем больше недовольных, потому что люди не любят новое», – заявил Храмцов. Недовольство людей, по его мнению, не является политической угрозой для региональных властей, поэтому от запущенной реформы точно не стоит отказываться, но ее необходимо совершенствовать.
Реакцию власти на критику со стороны жителей Храмцов считает примером для остальных. Он также обратил внимание на активность замминистра транспорта Васильченко и на то, что эту тему на оперативных совещаниях постоянно поднимает губернатор Старовойт. «Никто не делает вид, что всё замечательно, что транспорт стал идеальным. Ну и, например, люди много писали о том, что какие-то маршруты стали неудобными – их меняли, на каких-то маршрутах увеличивали количество транспорта. Когда власть так поступает, это снижает общий негатив», – заключил собеседник «Клуба Регионов».