Омская область получит более 700 млн руб. на обновление пассажирского транспорта. На заседании правительства врио губернатора Виталий Хоценко сообщил о том, что ему удалось договориться с федеральным центром о выделении средств из федерального бюджета. Губернатор отметил, что речь идет о межмуниципальных перевозках, на качество которых ему лично жаловались сельские жители. Транспорт в районах давно нуждается в обновлении. «В каждом районе, куда приезжаю, на встречах неизменно поднимается вопрос о транспорте. Благодаря поддержке правительства России обновим общественный транспорт в малых городах и селах. О средствах договорились, сейчас нужно оперативно и качественно оформить заявку в Фонд развития территорий. Считаю, что это маленькая, но победа. Работу необходимо довести до логического завершения", – потребовал от подчиненных Хоценко.

Политтехнолог Анна Фёдорова, комментируя реакцию омского губернатора на просьбы жителей, сказала, что публичная отзывчивость власти «просто становится неотъемлемой частью работы».

«Люди реалисты, они не ждут сверхъестественного. Они понимают, что человек не может решить все проблемы, которые накапливались годами. Но люди ценят, когда им не врут. Когда им говорят – это можем, это не можем, на это я пошел искать деньги – пожелайте мне удачи и так далее. С людьми надо разговаривать, как мы разговариваем с нашими друзьями, с нашими коллегами. Это кажется супербанальным, но так и есть. Хороший губернатор всегда задаёт себе вопрос, а что я расскажу о своей работе», – считает Фёдорова.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампред общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов отмечает, что обновление межмуниципального транспорта и сохранение общественных маршрутов внутри районов – «это не про экономику, а про социальную ответственность государства».  «Автопарк в целом в ряде регионов страны давно не обновлялся, не было просто отдельной федеральной программы, не было государственных инструментов поддержки – лизинговых программ и т.д. Благодаря поддержке президента – Владимир Путин выделил порядка 50 млрд руб. в этом году – данные средства будут доведены до малых городов и сельских территорий. А дальше конкуренция: губернаторы борются за федеральные деньги. Важно правильно обосновать необходимость инвестиции в решение транспортных проблем региона, чтобы привлечь средства в регион, – прокомментировал лоббистские возможности омского губернатора Зотов. – Врио Хоценко сейчас предстоит большие задачи решать в Омской области, поскольку при высоком спросе проблемы обеспечения новым подвижным составом муниципальных перевозок долгое время просто никак не решались. На 700 млн можно купить приличное количество техники. А дальше просто системно решать вопросы, от которых зависит жизнеобеспечение и развитие малых городов и сел».

Глава Омской области на специальном совещании поручил зампреду правительства области Валерию Бойко наладить взаимодействие с Фондом развития территорий. В регионе выстроена стратегия по привлечению дополнительных средств для реализации инфраструктурных проектов и обновления транспорта в Омской области.

Отдельную роль репутации губернаторов в привлечении федеральных средств отмечает исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов: «Федеральный центр не хочет тратить деньги неэффективно, и это вопрос переговоров. Для губернаторов новой волны характерен подход демонстрации перспективы – на что они собираются эти деньги тратить, во что инвестировать, где и что закупать. И это замечают в федцентре. С другой стороны, финансовая помощь региону может говорить о поддержке главы субъекта федеральным центром. Если центр ставит на какую-то фигуру, он делает жесты. В том числе и материальные».

Политолог при этом акцентирует внимание на, казалось бы, неочевидном экономическом эффекте для развития регионов от выполнения социальной задачи по обеспечению населения муниципалитетов общественным транспортом. 

«Здесь сразу несколько факторов развития региона. Прежде всего, в кадровом обеспечении на местах – решаются таким образом и вопросы сохранения школ, больниц. Если в деревне есть школа, люди оттуда не уезжают, а учитель может приезжать туда на автобусе, если межмуниципальные перевозки обеспечил губернатор», – считает Данилов. Эксперт обращает внимание на запрос со стороны населения на дороги и общественный транспорт в связи с развитием сельского хозяйства и, как следствие, увеличением крепкого среднего класса в муниципальных районах.

Стоит отметить, что автотранспорт для муниципальных районов приобретут уже в 2023г. В омском правительстве сообщили, что благодаря господдержке в распоряжение муниципалитетов передадут порядка 150 новых автобусов.

Зампред общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов рассказал, что на федеральном уровне работают по увеличению возможностей системного финансирования обновления общественного автопарка. В частности, обсуждается внедрение программ «сельский водитель» и «сельский автобус». И если первая призвана решить кадровый вопрос, вторая позволит на постоянной основе финансировать региональные инициативы активных губернаторов по обновлению подвижного состава общественного транспорта. «По аналогии с программой обновления школьных автобусов – 16 тыс. автобусов за 4 года, все вопросы можно решить поэтапно, планово обновляя парки в конкретных субъектах», – пояснил Зотов.