Более половины глав муниципальных районов Омской области представили стратегии развития своих территорий согласительной комиссии под руководством врио губернатора Александра Буркова. По его инициативе именно «снизу» создается общая стратегия развития региона до 2024г. Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению ОП РФ, председатель экспертного совета «Союза российских городов» Андрей Максимов считает такой способ разработки областной стратегии наиболее оптимальным, но также отмечает, что муниципалам нужна помощь экспертов со стороны. «Часто у нас «внизу» совершенно не знают о том, какие идеи, веяния, какие общие концепции реализуют на федеральном и даже региональном уровнях», – говорит эксперт.

«Когда принимался закон о стратегическом планировании и мы обсуждали варианты, как должна строиться стратегия в таком сложносоставном и в то же время иерархичном государстве, как российское, когда есть муниципалитеты двух уровней, когда есть огромные регионы и сама страна огромная, мы пришли к выводу, что правильный вариант формирования стратегии – это параллельное и синхронизированное стратегирование. Это когда есть линии, идущие сверху и снизу, и они должны согласованно стыковаться. Нужно, с одной стороны, смотреть, какие инициативы возникают на муниципальном уровне, а с другой – стратегии, которые уже возникли, не должны пересматриваться или недоучитываться, когда появляется новая федеральная или региональная линия. Они, напротив, должны быть внимательно изучены для того, чтобы региональная стратегия, а затем и федеральная вбирали в себя лучшее, ну и наоборот.

И подход [который применяют в Омской области] как раз заслуживает внимания, уважения и похвалы, потому что, как правило, федеральный уровень почти не смотрит на то, что делается внизу, и регион тоже чаще всего не учитывает местные инициативы, особенности и практики. Поэтому, когда региональная стратегия готовится как мозаика из местных локальных инициатив, это правильно, и так почти никто в России не делал, хотя заявлений такого рода было достаточно много.

Но при этом мне кажется, что при составлении стратегий на местах вмешательство привлеченных экспертов и представителей региональных ведомств должно быть достаточно глубоким. Часто у нас «внизу» совершенно не знают о том, какие идеи, веяния, какие общие концепции реализуют на федеральном и даже региональном уровнях. Суть даже не в том, чтобы обеспечить составителям муниципальных стратегий должный уровень квалификации, а в том, чтобы обеспечить информирование, причем предметное информирование. Когда люди сидят в лекционном зале и слушают, что происходит вокруг, потом у них, как известно, остается 20% информации, а вот когда идет процесс сотворчества, в котором участвуют региональные эксперты, и они показывают, что есть здесь, а что есть здесь, это, конечно, гораздо более продуктивно».