На выборах главы Оренбурга победил врио главы города Владимир Ильиных, приехавший в регион из Свердловской области по приглашению губернатора Дениса Паслера. Политолог Татьяна Денисова считает, что смена градоначальника была нужна губернатору, чтобы вернуть в правительство отработавшего год мэром опытного управленца Дмитрия Кулагина и сделать мэром человека со стороны, который сможет разрушить коррупционные схемы, созданные предыдущим мэром Евгением Араповым. Победа Ильиных была предсказуемой, говорит политолог Евгений Михеев, так как на него работала административная система.

Горсовет Оренбурга единогласно выбрал врио мэра Владимира Ильиных новым главой города. В финал конкурса на должность главы города были допущены четыре человека, конкуренцию Ильиных составляли глава Северного округа Оренбурга Дмитрий Корнев, рабочий «Газпрома» Василий Кальнишевский и юрист Александр Ивлев.

Ильиных, как и губернатор Денис Паслер, является выходцем из Свердловской области: там он сначала был депутатом думы Североуральска, затем три года проработал главой города, пока в 2016г. не избрался в заксобрание. Осенью 2019г. Ильиных по приглашению Паслера приехал в Оренбург, где занял пост первого замглавы города, которым на тот момент руководил Дмитрий Кулагин. В декабре градоначальник написал заявление о сложении полномочий, и Ильиных занял его место в статусе врио. Кулагин же вернулся на должность зампреда правительства – руководителя аппарата губернатора, которую занимал с 2012 по 2018г., когда в Оренбурге за взятку был арестован мэр Евгений Арапов и предыдущий губернатор Юрий Берг решил, что город должен возглавить Кулагин.

Политолог Татьяна Денисова считает, что побудительным мотивом для губернатора Паслера в этой истории было возвращение Кулагина на региональный уровень. «Аппаратчик, который умеет делать свою работу квалифицированно, должен быть там, где он приносит больше всего пользы. Кулагин в совершенстве знает ситуацию в муниципалитетах, он проводил муниципальную реформу по преобразованию в городские округа, которая в России только начинается, а в Оренбургской области стартовала три года назад. То есть Паслер возвращает профессионала в муниципальном хозяйстве на уровень области, потому что без этого нельзя выполнять указы президента и нацпроекты», – говорит эксперт.

С другой стороны, Кулагину, по словам Денисовой, за год работы в Оренбурге не удалось разрушить созданные при Арапове коррупционные схемы, создать свою команду и выстроить процесс управления. Паслер это «прекрасно видел» и понимал, что для этой работы нужен человек со стороны, продолжает она, поэтому пригласил Ильиных – человека, которого знает и понимает, как тот будет вести себя в разных ситуациях. «У Ильиных нет другого варианта, кроме как выполнить задачу, поставленную губернатором, хотя это будет нелегко, ведь Оренбург – это достаточно сложный город с точки зрения психологии граждан и элитных групп, хотя на уровне России он и кажется очень тихим», – добавила Денисова.

Политолог, председатель совета «Российского союза налогоплательщиков» в Оренбургской области Евгений Михеев считает, что победа Ильиных, как и победа Паслера на губернаторских выборах, была предсказуемой, поскольку они оба пришли на подготовленную почву. «Ну разве сам Ильиных мог бы приехать сюда и с нуля занять такие позиции? Это победа административной системы», – говорит эксперт. При этом он подверг нового градоначальника критике за плохую уборку улиц. «Я помню, как в прошлом году целыми ночами работала снегоуборочная техника, как при Кулагине активно вывозили снег. А сейчас я нахожусь в Оренбурге уже три дня и ничего подобного не увидел вообще. С одной стороны, может, и рано было бы предъявлять претензии Ильиных, но ведь его потому и поставили руководить городом, чтобы организовать в том числе и эти процессы. Значит, такая у него команда и организация», – считает эксперт. С другой стороны, Михеев опасается, что, поскольку Ильиных является протеже губернатора Паслера, он не будет активно отстаивать интересы города в плане финансирования и все решения об этом будут приниматься на региональном уровне.