32 агрокласса открылись в школах Оренбургской области начиная с 2010г. Необходимость профориентации школьников «Клуб Регионов» обсудил с председателем комиссии Общественной палаты РФ по развитию АПК и сельских территорий Евгенией Уваркиной.
«Сегодня мы понимаем, что агроклассы нужны, особенно в сельских школах. Это крайне важно для ребят, которые рождаются и учатся на селе, но, к сожалению, не имеют порой возможности посетить современные хозяйства, узнать о том, что такое современное сельское хозяйство. О ранней ориентации в школах, наверное, говорить сложно, но можно говорить о включении в программы в девятом – десятом классе дисциплин, которые добавляются для учеников, делающих осознанный выбор и более глубоко изучающих биологию и инженерные науки.
Агрокласс – это правильная идея, правильное начало, но он должен быть элементом общей системы профориентации школьников. 26 октября у нас будет большая конференция на базе Воронежского аграрного университета, и там как раз мы будем обсуждать, как сделать так, чтобы в институты пришли замотивированные на работу в сфере сельского хозяйства молодые люди. А для этого должна действовать целая программа, первым элементом которой должно быть обязательное включение в школьную программу экскурсий на профессиональные сельхозпредприятия и фермерские хозяйства, нужно приглашать руководителей предприятий в школы, чтобы они общались с учениками. Мы должны говорить о том, что ученики, причем не только агроклассов, должны проходить летнюю практику на сельхозпредприятиях, особенно это касается сельской местности – там это должно быть обязательной составляющей учебного процесса.
К сожалению, мы пока слишком мало сделали для того, чтобы рассказать молодому поколению о том, что такое современное сельское хозяйство. А ведь последние годы оно демонстрирует самые высокие показатели по динамике роста, эта отрасль экономики сегодня лидер. Сегодня сельское хозяйство уже не та черная дыра, которая была 10–20 лет назад. Но этот миф и это отношение у школьников до сих пор остается, потому что с ними не работают. Конечно, мы не можем говорить о том, что сегодня решены все проблемы сельского хозяйства, но если, например, посмотреть на зарплаты в сельской местности, то мы увидим, что в АПК они выше, чем в бюджетных учреждениях, а на многих предприятиях АПК уровень зарплат порой даже выше, чем в городах. Вот этот миф о низких зарплатах надо разрушать.
Но самое главное, что дети вообще не знают, что такое современное сельское хозяйство. Когда дети приезжают на современную молочную ферму, растениеводческое хозяйство и видят, например, какого уровня сегодня комбайны – с автоматизацией, GPS-навигацией, электронными, умными датчиками, глаза у них становятся большими от удивления, и они говорят: «Wow! Как классно!». Я сама, когда привожу детей к себе на сельхозпредприятие, вижу, что и сельские, и городские дети и родители, которые не соприкасаются с этой отраслью, удивляются тому, какой уровень сегодня есть на сельхозпредприятиях и какого уровня там нужны специалисты.
Важно выстроить системную работу с самого начала. Сначала экскурсии и практики для школьников, визиты руководителей сельхозпредприятий в школы, затем – агроклассы, участие школьников не только в работе, но и культурной жизни сельхозпредприятий. Школьники должны осознанно выбирать путь поступления в аграрный университет – это повышает их мотивацию к учебе. Но сегодня мы понимаем, что уровень выпускников аграрных вузов, которые дальше идут работать по специальности, крайне низкий из-за отсутствия практики. Вузы должны выстраивать эффективное взаимодействие с разными сельхозпредприятиями, чтобы из них выходили специалисты, которые имеют понимание разных современных технологий, различных нюансов и которые могут соответствовать своей профессии».