В Пермском крае прокуратура не нашла нарушений в решении депутатов Пермского района наделить себя правом назначать председателя конкурсной комиссии по отбору кандидатов в главы района. Парламентарии пошли на такой шаг из-за конфликта с администрацией губернатора Дмитрия Махонина, где отказались согласовать с депутатами претендентов в главы района.

Администрация губернатора Пермского края не смогла оспорить решение депутатов земского собрания Пермского района об изменении в местное положение о выборах. В ноябре 2020г. парламентарии наделили себя полномочиями назначать председателя конкурной комиссии по выборам главы района из своего числа. Ранее председателя комиссии с правом решающего голоса назначала краевая администрация. Решение депутатов проверили в прокуратуре и не нашли в нем нарушений.

Отметим, что изменение в местное положение о выборах депутаты внесли после того, как сорвали выборы главы района, единогласно проголосовав против двух кандидатов, предложенных краевыми властями, – экс-министра природных ресурсов Дмитрия Килейко и главы Кукуштанского сельского поселения Александра Кулакова. При этом еще на этапе конкурса депутаты предлагали пропустить в финал вице-спикера земского собрания Игоря Варушкина, но председатель комиссии, глава администрации губернатора Леонид Политов эту кандидатуру не поддержал.

По словам политолога, председателя регионального отделения движения «Голос» в Пермском крае Виталия Ковина, за конфликтом земского собрания и краевых властей стоит бывший глава Пермского района Александр Кузнецов, который возглавлял территорию с 2000г., а в августе 2020г. ушел в досрочную отставку. «Александр Павлович Кузнецов, или просто Палыч, – это аксакал муниципальной политики. А Пермский район окружает Пермь со всех сторон, и в условиях, когда жилищное и промышленное строительство выходит за пределы города, эта [районная земля] становится золотой. 20 лет этой золотой землей руководил Кузнецов, более того, он возглавлял совет муниципальных образований, то есть он весьма влиятельный и увесистый политик во всех отношениях. В отставку его, я так понимаю, попросили уйти накануне выборов губернатора, и происходило это не так гладко и просто, но новому главе региона Дмитрию Махонину и его администрации такой политик в числе акторов не очень нужен», – говорит эксперт. Но даже после отставки Кузнецов, по словам Ковина, продолжает «крепко держать» район, за исключением нескольких поселений, и контролировать земское собрание депутатов, выборы в которое прошли под его контролем в 2019г.

Кузнецов, по мнению Ковина, старается сохранить свое влияние над районом, во главе которого он хочет видеть своего человека. При этом к бывшему главе проявляют интерес правоохранители. «Я так понимаю, что Кузнецову нужно сохранить контроль и над бюджетом, и над землями, и над документацией, чтобы дальше ничего не удалось на него нарыть. Для него речь идет о выживании, а администрация края, которая хочет сама контролировать всё и вся, воспринимает эту ситуацию как занозу», – добавил Ковин.

Политолог, руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Пётр Кирьян отметил, что ситуация в Пермском крае идет против тренда на урезание полномочий муниципальной власти, который наблюдается в других регионах. При этом он считает, что краевые власти в оспаривании решения районных депутатов пойдут дальше прокуратуры и обратятся в суд.

«Но на самом деле иметь в каждом районе набор суперлояльных депутатов – это не очень типичная история, тем более что муниципальный уровень самый простой для выдвижения и избрания независимых или оппозиционных депутатов. Так что ничего неожиданного в Пермском районе не случилось. Другое дело, что, видимо, юридические права муниципальных органов власти дали депутатам такое поле для маневра. Я сомневаюсь, что такое поле для маневра есть, например, у московских муниципальных депутатов или у депутатов в муниципалитетах Санкт-Петербурга. Так что, возможно, мы наблюдаем уникальный случай. Но, думаю, рано или поздно депутаты и региональные власти договорятся, потому что без главы району жить довольно сложно», – поделился своим мнением собеседник «Клуба Регионов».

Не считая конкретной юридической уловки, которой воспользовались районные депутаты, их противостояние с региональной администрацией – дело привычное, говорит федеральный эксперт по региональной политике, юрист Виталий Иванов. «У нас 85 регионов, и где-то депутаты периодически бунтуют: то снесут главу, то откажутся назначать. За последние годы можно много таких историй вспомнить, например с Димитровградом в Ульяновской области, которая длилась года полтора», – сказал эксперт.

«Кроме того, нужно учитывать специфику Пермского края, которым до недавнего времени управляли слабые губернаторы, – продолжает Иванов. – Каким будет Махонин, мы пока сказать не можем, он слишком мало работает, но трое его предшественников были слабые. Это наложилось на историческую специфику региона, которая не благоприятствует установлению стройной вертикали. Это регион вроде Иркутской области, в известном смысле Самарской – достаточно разболтанный, с наглой элитой, которая не приучена слушаться губернатора как отца. Поэтому то, что в принципе невозможно в Татарстане или в Белгородской области, там может происходить, и это произошло», – сказал политолог. Федеральный центр, по его мнению, вообще не обратит внимания на эту проблему, но для нового губернатора и его команды важно добиться того, чтобы во главе района оказался согласованный с ними кандидат.