В Перми могут окончательно отказаться от всенародных выборов мэра и оставить действующую систему с сити-менеджером. Такое решение в администрации губернатора Виктора Басаргина приняли после рекомендации из Москвы. Отметим, ранее Басаргин сам обещал вернуть городу выборы мэра, но, по мнению эксперта Константина Сулимова, он выступал с такими заявлениями, «когда еще ничего не понимал». Политолог Дмитрий Красильников полагает, что уже действующая в Перми система определения городской власти имеет свои плюсы, главный из которых – ее ответственность за принимаемые решения. Член ОП РФ и бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор уверен, что мэров нужно выбирать наравне с губернаторами, хотя и допускает, что на данном «достаточно непростом для России этапе» подобные ограничения демократии могут быть оправданны.
В администрации губернатора Пермского края Виктора Басаргина приняли решение сохранить действующую модель управления в Перми, когда мэра из своего числа выбирают депутаты горсовета, а сити-менеджера определяет специальная комиссия. Как сообщил «Коммерсанту» источник в краевой администрации, оставить действующую модель властям настойчиво рекомендовали из федерального центра, «чтобы не плодить Ройзманов».
Напомним, за возвращение прямых выборов мэра Перми выступают многие местные общественники и политики. Ранее и сам Басаргин выступал за всенародно избранного мэра, но позже, когда федеральные власти приняли закон о реформе МСУ, глава края перестал публично обозначать свою позицию по этому вопросу.
«Ясно, что упоминание Ройзмана – это всего-навсего фигура речи. Но, тем не менее, обсуждались разные варианты реализации реформы, и я не уверен до конца, что всплывет именно тот вариант, о котором идет речь. Потому что ходят совершенно разные версии, а от губернатора пока никакого проекта нет», – говорит эксперт Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани» Константин Сулимов.
При этом эксперт заметил, что за всенародные выборы мэра Басаргин выступал «очень давно»: «Когда он это говорил, мир был другим. Тем более он говорил это практически в момент перехода от министерского поста к губернаторскому, когда он еще ничего не понимал». Напомним, что до назначения губернатором в 2012г. Басаргин руководил федеральным министерством регионального развития.
Новая волна борьбы за возвращение народных выборов мэра в Перми возникла в связи с недавними выборами сити-менеджера, которым в итоге стал ставленник Басаргина Дмитрий Самойлов, руководивший ранее губернаторской администрацией. После назначения Самойлова сити-менеджером СМИ сообщили, что вопрос о выборе одного из четырех вариантов реформы МСУ, который реализуют в столице региона, будет решаться в краевой администрации. А позже на заседании гордумы Перми новый глава басаргинской администрации Алексей Фролов, в обмен на лояльное отношение к Самойлову, пообещал депутатам дать возможность самостоятельно определить, каким образом город будет выбирать мэра.
Недавно три законопроекта, возвращающие прямые выборы мэра, в заксобрание Пермского края внесли депутаты Алексей Луканин, Алексей Бурнашов и Илья Шулькин. Отметим, следующее заседание заксобрания назначено на 21 августа, но эти законопроекты будут рассматриваться, скорее всего, уже осенью, 18 сентября, – сообщил «Клубу Регионов» заведующий парламентским сектором по работе со СМИ Дмитрий Веремчук. Он также сказал, что в повестке заседания 21 августа нет рассмотрения и губернаторского проекта реформы МСУ.
По мнению доктора политических наук, профессора кафедры государственного и муниципального управления Пермского госуниверситета Дмитрия Красильникова, поскольку «никакой идеальной модели самоуправления нет», то нет и «ничего страшного» в схеме, уже реализуемой в Перми: «Она имеет основные плюсы, связанные с тем, что за городское хозяйство отвечает профессиональный человек, ему можно предъявить какие-то профессиональные требования, образовательный ценз и так далее, чего невозможно сделать в отношении мэра-политика. Человека выбрать ведь могут любого».
«В этом смысле, мне кажется, модель с сити-менеджером наиболее уместна в крупных муниципалитетах, особенно в городах-миллионниках», – сказал эксперт. При этом он добавил, что участие населения в осуществлении определения муниципальной власти в любом случае останется – на уровне выборов депутатов в представительный орган власти.
Председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ, экс-мэр Воркуты Игорь Шпектор убежден, что мэров, «как и губернаторов», необходимо избирать путем всенародных выборов. Вместе с тем он понимает стремление региональных властей реализовать на своей территории самую жесткую модель реформы МСУ с сити-менеджером и мэром из числа депутатов: «Конечно, губернаторы хотят, чтобы руководителем города в части администрирования был сити-менеджер. Конечно, это человек подчиненный, здесь просто идет огосударствление власти. Поэтому, естественно, сити-менеджером проще управлять: захотел – снял с работы, захотел – оставил. Что касается выборов мэра из числа депутатов, то тогда у мэра появляется зависимость и сложности в принятии тех или иных решений, потому что депутаты могут снять мэра большинством голосов».
Шпектор предположил, что, возможно, через несколько лет в систему определения органов МСУ будут внесены некоторые демократические изменения, «но сейчас, на данном этапе, достаточно непростом для России, может быть, это [продвигаемая жесткая модель] и выход из положения».