Выборы губернатора Пермского края будут проходить три дня (12,13 и 14 сентября) и, скорее всего, с использованием ДЭГ, сообщил председатель краевого избиркома Игорь Вагин. Заявку на проведение ДЭГ уже направили в ЦИК. Политтехнолог Алексей Чусовитин в интервью «Клубу Регионов» поделился мнением, что избирком использует возможность отработать технологии для важных выборов 2026 года. Действующему губернатору Дмитрию Махонину, по его словам, нужно переживать не за свой результат, а за «красоту кампании».

– Планы применять ДЭГ на губернаторских выборах – это перестраховка, чтобы иметь больший админресурс или избирком всего лишь идет в ногу с техническим прогрессом?

– Этот формат не связан с выборами губернатора. Использование ДЭГ и трехдневного голосования – это тренировка, отработка технологий для выборов следующего года, которые в Пермском крае будут крайне тревожными: одновременно будут выбирать заксобрание, гордуму Перми и Госдуму. Это с точки зрения политического менеджмента очень трудно, а трехдневное голосование и ДЭГ, по крайней мере, позволяют как-то систематизировать эти процессы, сделать процедуру более прогнозируемой и успокоить нервы.

Думаю, что никакого беспокойства о результате Махонина тут нет, поскольку он предрешен, а соперники по губернаторским выборам в принципе понятны: от ЛДПР будет руководитель фракции в заксобрании Олег Постников, от эсеров пойдет какой-нибудь варяг, а коммунисты, видимо, отправят первого секретаря Ксению Айтакову [Постников и Айтакова были единственными конкурентами Махонина на выборах в 2020 году, тогда основной кандидат получил почти 76% голосов]. Но у этих кандидатов мало ресурсов, а главное, что они не хотят палить их сейчас. Да и зачем это делать, если денег для хорошего результата всё равно не хватит. Так что противники Махонина придерживаются следующего правила: сэкономить силы и в хорошей организационной и финансовой форме выйти к кампании следующего года. О том же самом говорят и тезисы Вагина – избирком тоже хочет сэкономить силы, отработать технологии и в хорошей форме выйти на выборы-2026.

– Что даст ДЭГ в этом году?

– ДЭГ дает 7-8% к явке, позволяет немного ее увеличить.

Главная проблема в другом – насколько у команды губернатора получится донести важность этих выборов до людей. Сейчас ее никто не  чувствует, все смирились с тем, что результат понятен, и зачем на них тогда идти? Поэтому нужны как-то нестандартные ходы, плюшки, финты какие-то, чтобы у людей появилось понимание, ради чего им голосовать.

– Проблема не в результатах Махонина, а в том, сколько конкретно людей за него проголосуют?

– Я бы сказал, что она в том, сколько людей почувствуют, что от их голоса что-то зависит, что они не просто ставят галочку, а инвестируют в политику, в дела, в какие-то проекты.

А сколько бы не набрал Махонин, какой бы не была явка, никто из-за этих показателей победившего губернатора убирать не будет. Это не имеет никакого значения. Значение имеет красота кампании и ее пропагандистский, рекламный, маркетинговый эффект. Конечно, можно согнать народ, но без красивой упаковки это будет грустная, бюрократическая, пенсионерская кампания. Махонину такая точно не нужна, ведь он молодой губернатор, у него вся жизнь впереди, и он должен быть красавчиком.

– Время еще есть сделать красиво?

– Конечно. Традиционно кампании интенсифицируют с 15 августа, когда все возвращаются из отпусков и готовятся отправлять детей в школу. Но к этому нужно подготовиться: поработать с массовым сознанием, найти интересные для людей проекты, ЛОМов. В общем, большая работа предстоит, чтобы с 15 августа по 12 сентября всё ярко зазвучало.