Власти Ростовской области  в преддверии масштабной выборной кампании в регионе определили бюджет на агитацию избирателей в 40 млн рублей. Политтехнолог Алина Жестовская в интервью «Клубу Регионов» поделилась мнением, насколько такие траты эффективны и какие инструменты и технологии являются рабочими. 

– Начнем с суммы, выделенной властями на АПМ. Учитывая, что в регионе будет сразу несколько кампаний помимо губернаторских выборов, 40 млн – это много/мало/достаточно?

– Ещё в 2010-2012 годах минимальная стоимость кампании в заксобрание на одного депутата начиналась от 15 млн рублей: работа штаба и агитация. По старым расценкам, 40 млн – это 2,5 депутатских мандата. Поэтому в масштабах предвыборной кампании губернатора – деньги несерьезные. 

– Если сумма «несерьезная», не означает ли, что власти либо невысоко оценивают действенность этого инструмента, либо считают, что не нуждаются в мобилизации избирателей? 
 
– Без мобилизации электората никакой явки не будет, поскольку, к сожалению, население не настолько социально активное и ответственное, чтобы самостоятельно реализовывать свое электоральное право. Если людей не проинформировать, что будут выборы, они об этом не узнают и не вспомнят. В то же время, год из года желание приходить на избирательные участки угасает, поскольку кто-то считает, что всё решено без него, кому-то просто лень. Электронное голосование ситуацию порой не слишком меняет. Большое количество различных мобилизационных проектов, таких как формирование комфортной городской среды, или региональные активности на выборах: конкурсы, викторины и прочее, подкрепляют мысль, что мотивация реализовывать свое гражданское право у людей слишком низкая. 

– А какой инструмент для привлечения людей на выборы, по вашему мнению, является рабочим? 

– Люди поколения 40+, которые по-прежнему являются электоральным ядром, при проведении фокус-групп в декабре 2024 года отвечали, что суть выборов для них сводится к праздничному времяпрепровождению с семьей – когда они в выходной день выбираются совместно провести время, поесть дешевых пирожков, послушать музыку, пообщаться. На создание такой праздничной атмосферы, которая для большинства является основным мотивом идти голосовать, тоже нужны деньги. И порой, этот инструмент работает эффективнее АПМ. 

– Если вариант дистанционного электронного голосования будет в приоритете, люди могут лишиться праздника и мотива голосовать? 

– По моим оценкам, это прежде всего приведет к удорожанию мобилизационной части, потому что испечь пирожок в школьной столовой, которая так или иначе уже задействована в голосовании, – стоит дешевле, чем таргетинг в интернете для уведомления и агитации и потенциальных избирателей. 

– Сегодня в обществе существует запрос на прямую, открытую коммуникацию с властями. Не выглядят ли листовки в почтовый ящик как вчерашний день?
 

 – Эти моменты существуют параллельно. Деньги, выделяемые областными властями на АПМ, направлены на широкую легализацию кампании, а за общение и коммуникацию ответственны сами кандидаты. В какую бы продвинутую цифровую эпоху мы не жили, инструмент ОДД (от двери к двери) является королевской технологией, которая гарантирует кандидату высочайшие шансы на победу, поскольку у него огромное преимущество перед пассивными оппонентами. Ничего не мешает эти два мобилизационных процесса совмещать.