На Ставрополье состоялась научно-практическая конференция «Общество во время кризиса. Современные практики политического и социального управления. Специфика регионов Юга России». По мнению экспертов, коронакризис внес серьезные коррективы не только в социально-экономическую повестку, но и заметно изменил политические реалии. Так, политконсультант Сергей Смирнов рассказал, что предстоящие выборные кампании потребуют от кандидатов и политтехнологов инновационных технологий и подходов.

«Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения и запреты вносят существенные изменения не только в традиционные формы и методы ведения предвыборной агитации, но даже в форму и тексты агитационных печатных материалов. А состоявшееся в июне голосование по внесению поправок к Конституции, с одной стороны, резко сократило продолжительность агитационного периода и вдобавок породило усталость избирателей от любой агитации в целом. И как в этих условиях можно и нужно проводить эффективные предвыборные кампании?

Сейчас повсюду мы видим формирование определенных минорных настроений, начиная с того, что выборы точно будут нечестными, и заканчивая тем, что политтехнология как профессия кончилась. Всё, финиш.

У меня первая предвыборная кампания была в 1990г., и за это время я неоднократно убеждался в том, что каждая технология рано или поздно устаревает. Знаете, у физиков есть понятие «период полураспада». Так вот то же самое происходит и с выборными технологиями, и время от времени нужно придумывать что-то новое. И в данном случае ковид просто стал неким катализатором, подтолкнув к этому.

У нас в Ростове-на-Дону сейчас идет кампания в городскую думу, и мы попробовали с кандидатами, у которых, прямо скажем, не очень много шансов, начать собирать подписи не просто для того, чтобы сдать их в избирком, а чтобы сформировать пул сторонников – резидентов, через которых можно будет вести агитацию. Мы ищем тех, кто пользуется авторитетом у жителей двора, дома и сможет мобилизовать жителей. В идеале – один-два в каждом многоквартирном доме. И любые агитационные материалы эти люди не просто скинут в ящики, а донесут непосредственно до избирателей и проконтролируют, проголосовали или нет.

Так что ситуация не столь печальна, как иногда может показаться. Мир меняется. А значит, должны меняться и мы. И не нужно любой ценой сохранять старые подходы и старые, даже очень хорошо зарекомендовавшие себя технологии».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»