Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отметили преемственность между врио губернатора Рязанской области Николаем Любимовым и прежним руководителем региона Олегом Ковалёвым. Дмитрий Нечаев видит в этом плюс для нового губернатора-варяга. В то же время журналист Алексей Фролов отмечает, что Любимову не чужды и не вполне прозрачные приемы своего предшественника по ведению предвыборной кампании и отсеиванию конкурентов.
Рязанский областной избирком определил окончательный список участников губернаторской гонки. Из шести кандидатов, подавших заявки на участие, борьбу продолжат пятеро: врио губернатора Николай Любимов («Единая Россия»), Александра Перехватова (Партия роста), Сергей Пупков («Справедливая Россия»), Владимир Федоткин (КПРФ) и Александр Шерин (ЛДПР).
Ранее для участия в выборах заявился кандидат от Партии возрождения России, Герой России Святослав Голубятников, но в итоге он не стал подавать документы на регистрацию, а обратился с открытым письмом к Владимиру Путину, в котором заявил о «массовых нарушениях» на выборах в регионе. Так, по словам Голубятникова, на муниципальном уровне был дан запрет давать подписи в его поддержку, «в то время как остальным пяти кандидатам подписи собирались централизованно без участия самих кандидатов».
По словам политолога Александра Семёнова, окончательный список участников выборов в Рязанской области говорит о референдумном типе губернаторской кампании. «Но я не стал бы называть ее подставной, потому что каждый из кандидатов преследует на ней свои цели», – добавил он. Семёнов пояснил, что нынешнюю кампанию партии используют для раскрутки перед предстоящими в 2018г. выборами в гордуму Рязани, на которых особый интерес представляет борьба за второе место между ЛДПР и КПРФ.
Любимов, как заметил эксперт, является безусловным фаворитом губернаторской гонки, и занизить ожидаемые результаты могут разве что его собственные политтехнологи. Так, Семёнов обратил внимание на разразившийся на днях скандал с новым брендом Рязани – стилизованной буквой «Р». Бренд публично поддержал Любимов, после чего выяснилось, что тот является копией бренда крема от зуда, а также сильно похож на логотип норвежского телеканала. «Палочку с кружочком» не только активно высмеивают в соцсетях, но и создали петицию против подобного подхода к брендированию региона.
Семёнов при этом отмечает, что на фоне усталости от восьмилетнего правления Олега Ковалёва приход Любимова жители региона восприняли позитивно. «Ждали смену, поэтому воспринимают его нормально. Да, президент его прислал, но он молодой, энергичный, опытный. Во время кампании эти ожидания будут только нарастать, но что с ними дальше будет делать Любимов – большой вопрос, потому что завышенные ожидания могут резко обрушиться, а там у нас будут еще выборы президента и гордумы», – предостерег эксперт.
Политолог Дмитрий Нечаев также отмечает общий достаточно благожелательный настрой к Любимову в Рязанской области и считает, что бесконкурентная кампания не несет никаких рисков и издержек ни для врио, ни для области в целом. Даже варяжское происхождение Любимова не является большой проблемой, ведь он, по словам эксперта, уже зарекомендовал себя как человек, который будет строить «свое рязанское экономическое чудо», используя передовой калужский опыт. При этом собеседник «Клуба Регионов» заметил, что Любимов оказался единственным из новых назначенных глав, кто обеспечил преемственность со своим предшественником Ковалёвым, пригласив его в свою команду. «Это означает, что Любимов не стал бить горшки в общей коммунальной квартире и что он является мудрым человеком, предполагающим последовательную стратегию созидания», – считает Нечаев.
Однако главный редактор «Новой газеты» в Рязанской области Алексей Фролов увидел и негативные составляющие преемственности власти в регионе. «Понятно, что [команда врио губернатора] использует прежние административные методы: на выборы в добровольно-принудительном порядке придут бюджетники, или без всякого «добровольно», как это было в районах области, где с ними никто особо не будет церемониться», – сказал он. Фролов заметил, что именно по такой схеме «депутаты отдавали свои подписи за кандидата в губернатора от «Единой России» и за кандидатов от других партий, которые были ему удобны». Журналист сообщил также, что по старой схеме сейчас действуют и подконтрольные областным властям СМИ, которые не предоставляют площадку для альтернативных кандидатов, но продолжают якобы в рабочем режиме освещать работу власти. «Так было при Ковалёве на всех сколько бы то ни было значимых кампаниях», – подчеркнул Фролов. Такие действия, по его словам, сводят любой интерес к выборам к нулю, а кроме того, дезориентируют местные элиты, которые «ждали одного, а получают пусть вполне адекватного, вполне открытого, «приятного на ощупь» человека, но при этом всё равно понимают, что курс не меняется и что будет дальше – непонятно».
По мнению Фролова, участие в губернаторских выборах Святослава Голубятникова могло бы придать хоть какой-то интерес этой стерильной кампании, и это даже могло бы пойти на пользу Любимову. Но в итоге, рассуждает журналист, то ли на региональном, то ли на федеральном уровне задачу для Любимова решили максимально упростить, устранив Голубятникова. «Но зато теперь напрашивается сравнение Рязанской области с другими регионами: Свердловской областью и Бурятией. Правда, там, возможно, более знаковых, чем Голубятников, кандидатов не допустили до выборов. Голубятников же мог бы сделать кампанию интересной, но вряд ли стал бы ее фаворитом, а в данном случае он пополнил немногочисленный состав людей, которых власть испугалась и до выборов не допустила», – отметил собеседник «Клуба Регионов».
Дмитрий Нечаев, комментируя ситуацию с Голубятниковым, заметил, что в условиях экономических санкций и противостояния с Западом российским властям «особенно не стоит играть в лицемерную западную демократию». «Конечно, федеральное политическое руководство пытается создать в регионах конкурентные условия, но понятно, что Любимов и Голубятников никак не стоят на одной ступени. Серьезные политики отдают себе отчет, что предвыборная кампания в каком бы то ни было регионе, за редким исключением, проходит в рамках такого алгоритма: есть доминирующий кандидат и есть политический эскорт. Те, кто понимает эти правила, действуют в их рамках. Голубятников не дорос до того, чтобы стоять на одном уровне с Любимовым, но и в системе политического эскорта он тоже быть не хочет. Чисто по-человечески Голубятникова можно понять: его в какой-то степени отодвинули. Но отодвинули не потому, что не хотят с ним конкурировать, а потому, что эта шумиха, этот политический «оживляж» не повлияют на итоги выборов, потому что всё равно Любимов выиграет. Однако они создадут много шероховатостей и трудностей на будущее, и это дезориентирует население», – поделился своим мнением политолог.