Передать акцизы на табак регионам для компенсации выпадающих доходов предложил на обсуждении проекта бюджета РФ губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Экономист Владимир Климанов отметил, что если передать акцизы субъектам в нынешнем виде, то выгоду от этого получат только 20 территорий, на которых расположены табачные фабрики. Это невыгодно для всех остальных, и от этой идеи отказались еще в 90-х. Другой вариант предполагает передачу регионам акцизов пропорционально потребителям табака, но технически отследить это почти невозможно, ведь табак в России продается более свободно, чем алкоголь.

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на обсуждении в Совете Федерации проекта федерального бюджета на 2019г. выступил с инициативой о компенсации региональным бюджетам выпадающих доходов за счет акцизов на табак.

В правительстве РФ ранее выпадающие доходы предложили компенсировать субъектам за счет повышения с 50 до 80% нормативов отчисления с акцизов за крепкий алкоголь. Азаров заявил, что для таких регионов, как Самарская область, эта норма позволит компенсировать только 20% выпадающих доходов. «По нашей оценке, бюджет региона не досчитается 6,5 млрд руб. Нужны устойчивые источники дохода, например, акцизы на табачные изделия», – заявил он.

Доктор экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов, также присутствовавший на парламентских слушаниях, в беседе с «Клубом Регионов» назвал инициативу Азарова мало выполнимой, хотя сам он и считает, что перераспределение акцизов в сторону регионов, безусловно, имеет под собой основание. «Это распространенный по всей территории страны доходный источник, который может быть пропорционально разделен между регионами», – отметил он.

Климанов напомнил, что идея перенесения акцизов на региональный уровень пропорционально потребителям уже обсуждалась примерно два года назад на встрече председателей комитетов Совфеда с президентом, и тогда даже были даны поручения по проработке этого вопроса. Однако эта идея сталкивается со сложностями чисто технического характера, отметил экономист. Он пояснил: «Дело в том, что табачная продукция, в отличие от алкоголя, продается более свободно, и отследить конечную точку сбыта табачной продукции достаточно сложно. Ввести систему, аналогичную ЕГАИС, которая фиксирует места продажи алкогольных напитков, и административно сложно, и финансово затратно. Это, пожалуй, главная причина того, что подобного рода инициативы не находят поддержки».

Есть и другой способ распределения этих доходов: передать акцизы на табак регионам в их нынешнем формате, когда акцизы оплачивают производители табачных изделий. Но в этом случае распределение будет неравномерным. «У нас в стране 20 или чуть больше табачных фабрик, выгоды от такого перераспределения получат прежде всего регионы, где эти фабрики локализованы», – сказал Климанов.

При этом эксперт напомнил, что в 90-е акцизы на табак поступали в региональный бюджет, но были централизованы как раз из-за их неравномерного распределения.