Сотрудники Следкома и ФСБ провели обыски в доме у замминистра транспорта Самарской области Сергея Неретина и других возможных причастных в рамках расследования уголовного дела о превышении чиновниками должностных полномочий при строительстве Климовского моста, сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн. Очередной коррупционный скандал, связанный с имиджевым проектом руководителя региона Дмитрия Азарова, разразился почти одновременно с началом губернаторской кампании.
В том, что Климовский мост – это имиджевый проект Азарова, сомневаться не приходится, говорит политтехнолог Олег Молчанов. «Губернатор представлял этот проект на всех комитетах в Москве, он сумел включить его в Новый шелковый путь, который должен пройти по югу Азии из Китая в Европу», – уточнил эксперт. А вот необходимость этого моста, в отличие, например, от моста через Лену в Якутии, напротив, вызывает большие сомнения, сказал эксперт.
Климовский мост через Волгу стоимостью 140 млрд руб. строят в рамках ГЧП. В марте 2023г. на встрече с президентом Владимиром Путиным губернатор Дмитрий Азаров докладывал, что на 1 января готовность моста и соединенной с ним 100-километровой трассы в обход Тольятти составляла 75%.
Новый объект возводится в 10 км. от плотины Жигулевской ГЭС, по которой проходит федеральная трасса М-5. Согласно обоснованию, новый мост должен разгрузить эту дорогу, причем, проезд по нему будет платным, и деньги за это будет получать инвестор, который участвует в проекте в рамках ГЧП. По словам многих наблюдателей, никакой необходимости в создании дублера дороги через плотину в том месте вообще нет. Это утверждает и Молчанов: «Я часто езжу по М-5 и могу сказать, что никаких пробок там нет, разгружать нечего. Более того, при наличии платного моста все будут, как и раньше, ездить через плотину, разве что в пятницу вечером трафик там будет побольше, когда Тольятти едет на шашлыки. А потери от отсутствия водителей инвестору будет возмещать областной бюджет – такая там договоренность. В итоге мост будет стоять полупустой, а бюджет будет за него платить, причем, в договоре не обозначены сроки, когда это прекратится, а без нагрузки этот мост простоит достаточно долго», – сказал он.
Сам проект областные власти презентуют как часть международного транспортного маршрута, который соединит Западный Китай и Европу, но и с этим тоже не все просто, заметил Молчанов. Он обратил внимание, что предполагаемый международный маршрут проходит через зону племен в Афганистане, «куда без танковой охраны никто в здравом уме и твердой памяти не поедет», сильно зависит от отношений Афганистана и Пакистана, а также от состояния дорог в Иране, который 40 лет находится под санкциями. «Есть еще огромное количество проблем, решение которых от нас напрямую не зависит. Таким образом, прямо сейчас мост не «заработает». Но деньги на него тратят прямо сейчас», – подытожил политтехнолог.
По словам депутата Хинштейна, обыски у Неретина и компании стали продолжением уголовного дела о мошенничестве, по которому накануне к трем годам лишения свободы была приговорена директор ООО «ИнфраКап» Олеся Гладкова. Ее компания отвечала за расчеты нагрузки на будущий мост, за что получила из областного бюджета 10 млн руб. Но расчеты, как выяснилось, никакого отношения к реальности не имели. Хинштейн утверждает, что Гладкова действовала не в одиночку, «а в сговоре с руководителями Минтранса». Он также обратил внимание, что отчеты принимал именно Неретин. «То есть чиновники заведомо знали, что все расчеты липовые, а возможно и вовсе требовали от подрядчика вывести нужные им показатели. Именно фиктивные расчеты транспортных потоков легли в обоснование строительства Климовского моста через Волгу», – заявил Хинштейн.
Что касается активности силовиков накануне выборов, то, как заметил Олег Молчанов, их работа никак не зависит от электорального календаря, и они просто выполняют свою работу и нормативы по раскрытию коррупционных преступлений. Он также считает логичным, что федералы заинтересовались этим проектом, учитывая, что в него вложены средства федерального бюджета.
Не стоит рассматривать версию, что силовики могли поставить на паузу расследование дела на время предвыборной кампании, считает руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Пётр Кирьян. Он обратил внимание, что в рамках дела уже есть вынесенный судебный приговор в отношении Гладковой, что как минимум говорит о том, что эта история раскручивались уже несколько лет. Но говорить об имиджевом ущербе для Азарова пока рано, считает эксперт. «Наверное, всё это влияет на оценку качества управления той части региональной администрации, которая курирует вопросы строительства, потому что вопросы финансового контроля и отчетов о расходовании средств – это одна составляющих любых проектов, на которые выделяются деньги в рамках регионального и федерального бюджетов. Вряд ли Азаров лично занимался этими вопросами, но, наверное, он один из тех, кто заинтересован в том, чтобы в рамках дела выявлялись или подтверждались факты, которые сейчас являются гипотезой следствия. И тут ведь можно показать ситуацию таким образом, что региональная администрация не терпит таких явных нарушений», – поделился своим мнением собеседник.
Генеральный директор Института коммуникационного менеджмента Вадим Сипров уверен, что это расследование не доставит Азарову никаких проблем на выборах. По его словам, позиции губернатора как были, так и остаются устойчивыми, «и как он был единственным проходным кандидатом с чисто номинальной конкуренцией, так и остается». «Властные структуры прямого отношения к строительству этого моста не имели. Ну а при строительстве подобного рода объектов обойтись без нарушения законодательства, без коррупционных схем и скандалов практически невозможно», – добавил Сипров.