В Свердловской области власти готовятся к проведению опроса о выборе места для строительства храма Святой Екатерины, хотя депутаты гордумы Екатеринбурга еще не определились, что лучше провести – опрос или референдум. Губернатор Куйвашев обещал на общественный суд список из пяти вариантов площадок, но мэрия города запустила собственное голосование с открытым списком вариантов. Политолог Сергей Мошкин заметил в действиях областной и городской власти разбалансировку в позициях, которая не дает понять, какая из сторон является субъектом урегулирования конфликта. Политолог Александр Белоусов при этом обратил внимание, что, как и раньше, власти слышат только одну сторону конфликта, но на этот раз это противники строительства храма, а не верующие.
Свердловский губернатор Евгений Куйвашев выступил с отчетом о работе правительства перед депутатами областного парламента. Он затронул и тему строительства храма Святой Екатерины. Губернатор заявил, что подбор альтернативных площадок – дело небыстрое и вообще «все только начинается». «Будет детальное обсуждение, а когда будут выверены площадки, они будут выставляться на опрос. Это небыстрый промежуток времени, нужно будет советоваться с архитекторами, градостроителями. Ключевой главный вопрос – инвесторы и наша епархия», – цитирует губернатора агентство ЕАН.
Отметим, в этот же день строители завершили снос забора, который около недели ограждал сквер возле драмтеатра, где власти и «Фонд Святой Екатерины» олигарха Игоря Алтушкина собирались построить храм Святой Екатерины. Все это время возле забора собирались противники застройки сквера, а в последние несколько дней забор также стал местом сбора сторонников строительства храма.
Накануне демонтажа Куйвашев с подачи президента Владимира Путина сообщил, что место строительства храма выберут по результатам опроса. Основной список возможных мест он пообещал опубликовать в понедельник, 20 мая 2019г., но это до сих пор не сделано. В администрации Екатеринбурга между тем объявили о сборе предложений по местам для размещения храма, после чего состоится рейтинговое голосование.
Политолог Сергей Мошкин обратил внимание на несогласованность действий региональной и городской администрации. «Здесь совершенно очевидна разбалансировка в позициях губернатора и администрации города. Но это было замечено еще 18 мая, когда мэр Высокинский встречался с представителями общественности, чтобы обсудить этот вопрос, а прямо в момент встречи губернатор сделал телеобращение по поводу альтернативных площадок. Это само по себе было несколько странно», – говорит эксперт. Эта ситуация, по его словам, не позволяет понять, какая из сторон – город или область – является главным субъектом урегулирования конфликта.
Мошкин также обратил внимание, что, несмотря на слова Куйвашева о проведении именно опроса, депутаты гордумы Екатеринбурга, которые собирались в понедельник, так и не пришли к выводу, что лучше проводить – опрос или референдум. Парламентарии взяли время до 24 мая, чтобы переговорить с заказчиком строительства. «Однако говорить о том, что это решение будет окончательным, тоже смешно. Но это будет хотя бы консолидированное мнение депутатов думы. Так что ждем пятницу», – говорит политолог.
В соцсетях и СМИ между тем не умолкает дискуссия о том, что предпочтительнее – опрос или референдум. Мошкин считает, что оба этих варианта «нужно рассматривать не только как процедуры выявления общественного мнения, но и как процедуры умиротворения». «Опрос, на мой взгляд, изначально содержит конфликтную ситуацию, – считает он. – Опрос дешевле и быстрее, но участие в нем примет лишь доля горожан, и, как следствие, его результатами будут очевидно недовольны те, кто не вошел в выборку. Также существует недоверие к самой процедуре проведения опроса и подсчета голосов. Референдум же даст возможность всем жителям высказать свое мнение, и, хотя он также несвободен от манипуляций, гражданский контроль за ним установить легче».
Для губернатора сейчас важно достичь компромисса со всеми сторонами конфликта или хотя бы не допустить еще большего обострения конфликта, считает политолог Александр Белоусов. Однако поведение власти отчасти противоречит этим задачам.
Для начала Белоусов обратил внимание на выключенность из обсуждения православного сообщества. «Складывается парадоксальная ситуация, когда храм тщательно обсуждают и выбирают место для него не православные. Те, кто протестовал, требовали диалога, и они установили диалог с властью, но с православной частью нет никакого диалога, и мы вернулись в ту же самую ситуацию, когда власть слышит какую-то одну сторону, но про другую забыла», – описывает ситуацию эксперт.
«Есть проблема распределения голосов. Если в опросе будут четыре-пять разных вариантов и среди них сквер, то какие-то сторонники за сквер могут объединиться вокруг этого варианта, он наберет, допустим, 25%, а остальные – меньше. Такая проблема существует. Эта проблема на данный момент реально есть, и ее нужно тщательно обсуждать», – говорит Белоусов. Но и исключать вариант сквера из списка для голосование тоже неправильно, продолжает он. Политолог напомнил, что даже на фоне «беспрецедентной» антиклерикальной кампании есть 27% людей, которые продолжают выступать за строительство храма в этом сквере. «И как быть с ними? Забыть о них и не учитывать их мнение?» – рассуждает он. Чего точно не стоит делать, так включать в список вариантов для строительства храма площадь 1905г., где стоит памятник Ленину. Такое предложение уже высказали многие защитники сквера, но Белоусов считает его «типичной провокацией» и попыткой столкнуть православных с коммунистами.
При этом в целом ни референдум, которого хочет большинство противников застройки сквера, ни опрос, который собираются провести власти, – это не панацея, продолжает Белоусов: «Сейчас это не озвучивается, но претензии к храму были не только урбанистические, но и эстетические. И, если не будет договоренности о том, что делать с эскизом, кто даст гарантии, что на этапе его согласования снова не возникнет такая же ситуация? Сейчас все находятся в ситуации глубокого раскола, и каких-то мер по преодолению этого раскола нет. Пытаются добиться какого-то примирения, но православные в это не очень верят, потому что те же люди, которые их оскорбляли, а теперь выкрутили руки и говорят: «Ладно, давайте мириться». Так что раскол достаточно глубокий. Его можно залакировать, но он может выстрелить, и в достаточно грубой форме».
Добавим, миротворческая риторика властей и демонтаж забора не повлияли на решимость горожан, которые продолжают собираться в сквере, даже несмотря на плохую погоду. Причем собираются там уже как противники его застройки, так и те, кто выступает за строительство храма. «То есть люди своим присутствием показывают, что они этот вопрос держат в поле зрения, и демонстрируют властям, что они внимательно следят за их действиями. Ну а власти пока находятся в каком-то диссонансе», – отметил Сергей Мошкин.