Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев не отреагировал на просьбу родителей реабилитантов фонда «Город без наркотиков» «остановить беспредел» полицейских. Вместо этого глава региона заявил, что в области появится альтернатива фонду - сеть реабилитационных центров, где будут работать «профессионалы». Политические наблюдатели считают, что власть видит в руководителе фонда Евгении Ройзмане сильного оппонента и через давление на фонд пытается его ослабить.

Открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину, губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву и руководителю регионального следственного комитета Валерию Задорину направляли родители наркоманов-реабилитантов центров фонда «Город без наркотиков». В нем они просят «остановить беспредел» полицейских, проверить законность их действий и привлечь к уголовной ответственности всех сотрудников ГУ МВД РФ по Свердловской области, причастных к незаконным, на взгляд авторов обращения, действиям против фонда.

Официального ответа на обращение родителей наркозависимых со стороны властей не поступило. В то же время заместитель генпрокурора РФ по УрФО Юрий Пономарев направил письмо на имя свердловского губернатора Евгения Куйвашева с просьбой уделить больше внимания созданию и развитию сети реабилитационных центров для тех, кто страдает алкогольной и наркотической зависимостью. При этом заместитель генпрокурора также говорит о том, что уже созданные центры «с неоднозначной репутацией» не способны обеспечить безопасность жизни и здоровья пребывающих там граждан. На обращение прокурора Евгений Куйвашев ответил, заявив о создании целой сети реабилитационных центров. «Если хотите, это должен быть центр спасения человеческих жизней. А человеческую жизнь необходимо доверить профессионалам», - сказал он.

Напомним, проверка деятельности фонда была начата после того, как в больнице Березовского (Свердловская область) скончалась одна из пациенток фонда. По предварительным данным Следственного комитета России, причиной смерти женщины был гнойный менингит. Позже полиция возбудила уголовное дело по заявлению одного из пациентов реабилитационного центра по статье «Нанесение побоев из хулиганских побуждений». Сейчас проверку документации фонда ведет министерство юстиции. «Их задача - под любым предлогом, по любым формальным признакам юридически ликвидировать фонд «Город без наркотиков». В частности за то, что фонд помогает детям-сиротам и детям-инвалидам, а в уставе эта деятельность не прописана», - написал в своем блоге глава фонда Евгений Ройзман. По мнению Ройзмана, именно «неформальная» помощь может оказаться причиной закрытия организации.

В интервью «Клубу Регионов» Евгений Ройзман обещание областных властей открыть реабилитационные центры, где будут работать «профессионалы», назвал «лишь декларацией о намерениях». «Почему предписание прокуратуры появилось только вчера? Два года назад об этом говорил другой губернатор (экс-глава Свердловской области Александр Мишарин), после этого открыли в Карпинске на 50 коек - но это ни о чем. При этом на их глазах работает несколько реабилитационных центров на 300 человек, в центре Екатеринбурга в том числе, и ни разу ни губернатор, ни прокурор не приехали и не посмотрели, как это все действует», - пояснил Ройзман. Сегодня вечером сотрудники фонда и сам Евгений Ройзман намерены организовать акцию поддержки фонда – будут раздаваться наклейки на автомобили с символикой фонда, «чтобы они понимали, что нас много». Ройзман не исключает и другие общественные выступления: «Мы оставляем за собой право собрать мощный митинг по поводу коррупции и произвола в правоохранительных органах, и поверьте, люди на этот митинг придут, и придет их много. Сейчас пока смотрим ситуацию. Но право это за собой оставляем - это единственный способ добиться хоть какой-то позиции от властей».

Политтехнолог Александр Пирогов предположил: через репрессии, направленные в сторону фонда, власти пытаются ослабить Ройзмана как политика: «Он по всем социологическим опросам является одним из самых мощных лидеров общественного мнения в Екатеринбурге. В следующем году состоятся выборы в екатеринбургскую думу, также будет выбираться и глава города прямым голосованием. Если бы Ройзман рассматривался как один из лидеров предстоящей избирательной кампании, а, я думаю, он таковым и рассматривается, то логично предположить, что устраивая различные проверки, заводя уголовные дела, проводя серьезную информационную кампанию, привлекая серьезные ресурсы, власть в лице губернатора или отдельных федеральных структур, или все вместе занимаются решением схожих задач. Он (Ройзман) мешает как силовикам, так и властям, как потенциальный профессиональный оппонент команды действующего губернатора». Александр Пирогов назвал Евгения Ройзмана «персонифицированным страхом различных кланов по поводу своего будущего». По его мнению, власти все-таки попытаются договориться с Ройзманом: «Насколько он обрисует свое участие в политической борьбе - настолько и оставят фонд в покое».

Депутат свердловского заксобрания Георгий Перский также видит за проверками фонда политические мотивы. «Здесь много очень интересантов: у него (Ройзмана) остались влиятельные враги с его предыдущих дел, и представители горадминистрации, где боролся с коррупцией, и силовики, и, в принципе, разного рода политические деятели, которые хотят себя приподнять, а других принизить, естественно, в политическом смысле. Чем меньше Ройзмана, тем больше других всяких, не хочу назвать фамилии… Есть версии, что он неудобен и Кремлю. Вокруг Ройзмана происходит водораздел: с одной стороны нарождающееся гражданское общество, и с другой - система, которая хочет сохраниться». При этом, по мнению Перского, подобная атака только усиливает позиции Ройзмана. «Он и без того очень известен в регионе и за его пределами. Теперь же притягивают к нему тех людей, которые были к ситуации равнодушны, теперь они тоже могут испытывать желание встать под его знамена», - сказал депутат.

Добавим, на момент подготовки материала Евгений Ройзман сообщил в своем блоге, что его выдвинули в Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и человека: «Ощущение двойственное. Все понятно, да?... С другой стороны, лицо Совета при Президенте будут определять те люди, которые в него войдут. Тоже понятно, да?… Готов, если за меня проголосуют, в этот Совет войти».