Обмеление реки Туры, важной водной артерии Тюменской области, становится одной из больных тем губернаторской кампании в регионе. Чем ближе голосование, тем активнее ряд telegram-каналов критикует действующего главу региона Александра Моора за бездействие на фоне снижения уровня воды в реке, а его конкуренты уже используют Туру в своей агитации. Политолог Аркадий Либерман отмечает, что губернатор почти не обращается к острой проблеме, хотя она очевидна для всех жителей Тюмени. Эколог Альберт Фахрутдинов сказал «Клубу Регионов», что в последний раз областные власти всерьез занимались проблемой обмеления еще при губернаторе Владимире Якушеве, но вскоре забросили эту работу.

«Моор в обмелении Туры не виноват, всё-таки река берет начало в Свердловской области, и проблему стоит искать там. Но река действительно обмелела. Прогуливаясь по нашей прекрасной набережной, народ видит, что реки-то не осталось – торчат камни, видно мель, суда еще как-то ходят, но такими темпами это ненадолго. И понятно, что в преддверии губернаторских выборов определенные силы будут ставить эту проблему в вину Моору, потому что это наглядная проблема – ты подходишь к реке и видишь, что за пару лет она резко обмелела, а в этом году особенно. Ну и какой-то внятной программы о том, как эту проблему решать, мы не видим. Мы видим только агитацию Моора о том, как всё хорошо: сколько чего построено, сколько сделано, сколько заложено. А вот что мы будем делать с больными темами – этого мы не видим. А Тура – это именно такая тема, потому что проблему видят все», – говорит Либерман. Он отметил, что тему Туры на вооружение взял кандидат в губернаторы от СРЗП, депутат Тюменской облдумы Владимир Пискайкин.

Отметим, 22 августа Владимир Пискайкин в своих соцсетях пообещал провести в думе круглый стол, посвященный Туре.

Летом 2023г., когда проблема обмеления Туры стала очевидной для всех, Моор комментировал ситуацию несколько раз. 6 июня в своем telegram-канале он рассказал о введении режима повышенной готовности, заявив, что власти действуют «на несколько шагов вперед». Какие конкретно действия собираются принять, не сообщалось, кроме общих слов о «непрерывном мониторинге» и «принятии мер по поддержанию необходимого уровня воды». Позже на полях ПМЭФ, отвечая на вопрос журналиста 72.RU о состоянии реки, Моор пообещал, что Тюмень не останется без воды, и что пути решения у проблемы «разные». В конце июля правительство Тюменской области ввело ограничения судоходства на одном из участков реки. Тогда же СМИ распространили официальный ответ властей на обращение одного из жителей, в котором говорилось о проведении мероприятий «по обеспечению эксплуатационной надежности поверхностных водозаборов», а также о «цикличности гидрологических процессов».

Снова к этой теме обмеления Туры Моору пришлось вернуться на пресс-конференции 14 августа. Тогда он снова сказал, что горожанам можно не бояться остаться без воды, поскольку водоканал теперь проводит забор на большей глубине, чем обычно, а также озвучил идею о том, что на реке нужно построить дамбу.

Либерман уверен, что пока власти не объявят «открыто и масштабно», как именно они намерены исправлять ситуацию, критика в отношении Моора продолжится.

Председатель группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области Альберт Фахрутдинов идею Моора о дамбе раскритиковал. Он пояснил, что создание водохранилищ убивает флору и фауну и вообще пагубно влияет на окружающую среду. «Но самое главное – зачем создавать искусственное водохранилище, когда таким водохранилищем может быть сама река?», – говорит он.

Фахрутдинов рассказал «Клубу Регионов», что он и другие эксперты уже больше 20 лет предлагают властям Тюменской области решения для борьбы с обмелением Туры. «Сказать, что власти к нам совсем не прислушиваются, я не могу, но основные предложения до сих пор не реализованы. Мы уже давно предлагали провести санацию Туры и ее притоков – еще задолго до того, как в 2023г. состоялся Госсовет, на котором прозвучало, что нужно вернуть в России водно-транспортное движение. А оно раньше было и на Туре, причем баржами по реке перевозить гораздо выгоднее, чем по дорогам, и с экономической, и с экологической точек зрения», – говорит эксперт.

По словам Фахрутдинова, Тура нуждается в расчистке. «Мы предлагали не ссылаться на Казахстан или Свердловскую область, а начать что-то делать самим хотя бы на протяжении 30 км. в границах Тюмени. Нужно расчистить дно от топляка – бревен, которые сплавлялись для фанерного комбината, от отходов строительного завода, затонувших баржей, катеров, которые там гниют. Это позволило бы углубить дно, тем самым вода, которая накапливалась бы весной, лучше задерживалась. Это дало бы возвращение судоходства, позволило возродить рыболовство, которое совершенно убито, и место для купания в Тюмени бы появилось, потому что купаться тюменцам совершенно негде, а сейчас каждое лето всё жарче и жарче», – продолжает собеседник «Клуба Регионов». По его словам, к этой работе около 12 лет назад приступили при губернаторе Владимире Якушеве, но, расчистив за пару лет примерно полтора километра реки, работы остановили и больше к ним не возвращались.

Добавим, согласно данным сайта AllRivers.info, к 24 августа 2023г. уровень воды в Туре опустился на 78 см. ниже нулевой отметки. Но это чуть лучше, чем было 16 июля, когда был зафиксирован абсолютный минимум – минус 81 см.