Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты поддержали действия руководства Ульяновской области по предоставлению помощи местным производителям в рамках поиска новых рынков сбыта внутри страны и за рубежом, а также в выстраивании новых логистических цепочек в условиях санкций. Все это губернатор Алексей Русских и его подчиненные обсудили с производителями на форуме «Сделано в Ульяновской области», который собрал около 150 компаний.
Губернатор поблагодарил участников за готовность к диалогу. «Выстраивая систему поддержки, нам важно слышать обратную связь. В Ульяновской области есть много производств – лично их посещаю, общаюсь с руководителями. У всех есть долгосрочная инвестиционная программа на пять–десять лет. Наша задача в новых экономических реалиях – сдвинуть сроки реализации и воплотить их планы в жизнь ускоренными темпами», – сказал он. Обсуждая меры поддержки, необходимые производителям, Русских призвал их активнее использовать возможности, которые дают региональный и федеральный фонды развития промышленности по предоставлению льготных кредитов под 1–3%. Кроме этого, представители регионального правительства сообщили о планах предоставлять на выгодных условиях предприятиям производственные площади, дорогостоящее оборудование общего пользования в рамках промышленных технопарков, а также помочь с кооперацией и ускорить сертификацию продукции.
«При всем внимании федеральных властей к развитию регионов без постоянной кропотливой работы властей региональных и муниципалитетов по решению реальных проблем граждан никакого развития не будет, – говорит директор Института экономики и управления промышленными предприятиями НИТУ МИСиС, доктор экономических наук Олег Калинский. – Сегодня, когда мы находимся в сложнейших экономических и геополитических условиях, региональные и муниципальные власти должны, на мой взгляд, каждый день работать «на земле», постоянно быть в контакте не только с представителями бизнеса, предпринимателями, но и гражданами». Экономист заметил, что правительство РФ уже выделило значительные средства на поддержку сельского хозяйства, строительной отрасли, субъектам МСП и системообразующим предприятиям, дальше, по его словам, дело за регионалами: насколько эффективно и быстро они смогут донести эти меры поддержки до компаний и насколько оперативно подстроят местное законодательство под нужды предпринимателей.
По мнению губернатора Русских, эффективным способом продвижения товаров является цифровая коммерция. В регионе был создан и уже работает маркетплейс Ulmade.ru, где любой местный производитель независимо от рода деятельности и масштабов производства может бесплатно разместить свои товары. Сейчас на площадке представлены в основном продукты питания, в том числе фермерские, но есть также мебель и одежда – всего порядка 200 товаров. Русских поручил развивать маркетплейс, вовлекая в него новых производителей. «Наша задача – всеми силами способствовать увеличению количества предпринимателей, которые создают конкурентоспособный продукт в Ульяновской области. К продвижению продукции на площадке должны подключиться все главы муниципальных образований. Важно выстроить простую, но удобную логистику, которая позволит жителю любого муниципалитета быстро доставить свою продукцию потребителю», – сказал он.
Член комитета по поддержке и развитию МСП Торгово-промышленной палаты России, гендиректор интернет-издания «Капитал страны» Елена Ивкина поддерживает такой способ продвижения. «Конечно, это важно. Только люди должны знать, что кроме «Озона» и «Вайлдберрис» есть еще и такая площадка. Соответственно, власть должна использовать все доступные ей способы для ее продвижения. Тем более что это удобно для потребителей», – говорит эксперт.
Олег Калинский выразил мнение, что при должном уровне информирования ресурс Ulmade.ru может стать очень востребованным. «Большие маркетплейсы не всегда удобны для размещения региональной продукции, и существуют также определенные барьеры для входа на них. Для успеха запущенного маркетплейса важны, во-первых, удобные и легкие правила регистрации, минимум времени на прохождение этой процедуры, во-вторых, повсеместное информирование о том, что такой ресурс есть и что он может дать», – поделился своим мнением эксперт. Также собеседник «Клуба Регионов» отметил важную роль региональных властей в продвижении местных товаров в сетевые магазины. В этом вопросе с ним согласна Елена Ивкина. «Власть должна продавать то, что умеет регион с точки зрения промышленности, сельского хозяйства. Региональное правительство должно любить и знать свой регион до мелочей и всячески его продвигать, а возможностей для этого у них достаточно», – заявила она.
Помогая местным производителям искать новые рынки сбыта и логистические цепочки в условиях санкций, власти Ульяновской области заключили соглашение об экспортном сотрудничестве с компаниями Казахстана, Узбекистана и Вьетнама. В рамках договоренностей будет создана торгово-логистическая инфраструктура, также в этих странах появятся торговые хабы с продукцией ульяновских производителей. «Предполагается, что эти центры в партнерских странах будут оказывать содействие предпринимателям региона в поиске новых контактов, переговорах, заключении экспортных соглашений и выстраивании логистики», – сообщили в пресс-службе правительства Ульяновской области.
Параллельно региональные власти ведут активную работу по продвижению местных товаров в сетевых супермаркетах. Они предъявляют к поставщикам жесткие требования по объемам и регулярности поставок, упаковке. «Задача, которая стоит перед нашими институтами развития, – помочь нашим предпринимателям дорасти до торговых сетей, помочь им провести необходимые процедуры, включая сертификацию и разработку собственной упаковки», – поручил губернатор. С наличием товаров местного производства в одной из сетей – «Гулливер», которой принадлежат более 40 супермаркетов в регионе, – Русских познакомился лично. Там их доля составляет более 20%, это кондитерские и хлебобулочные изделия, овощи и молочная продукция, а для удобства покупателей ульяновские товары выделены специальными ценниками. Стоит отметить, что в рамках форума «Сделано в Ульяновской области» местные производители приняли участие в закупочных сессиях «Гулливера» и «Ленты» и заключили предварительные соглашения о поставках не только внутри области, но и в другие регионы.
«Меры поддержки сегодня исключительно важны. Сейчас особенное время, и если власти не сориентируются, а продолжат стоять на своих олимпах, то их просто снесут. И тут дело даже не в том, какие задачи ставит Кремль, а в том, что региональная власть должна управлять регионом. И насколько разумно она это делает, настолько хорошо регион живет», – комментирует усилия властей Ульяновской области Елена Ивкина. Олег Калинский между тем заметил, что продвижение интересов региона должно включать в себя не только работу с бизнесом, но и вовлечение в проекты трудового и научного потенциала. Все это, по его мнению, в Ульяновской области присутствует. «Сегодня в области сильный руководитель, который сформировал эффективную команду. Он предпринимает меры по более активному импортозамещению, продвижению ульяновской продукции в другие наши регионы. Без таких мер успеха не будет», – резюмировал Калинский.