В правительстве Челябинской области обещали провести переговоры с сервисами по доставке еды, на высокие тарифы которых пожаловались рестораторы. При этом в обладминистрации напомнили, что по распоряжению губернатора Алексея Текслера ранее были разработаны инструменты, благодаря которым местный бизнес может помочь друг другу с доставкой любых товаров. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов убежден, что власти обязаны выступить на стороне местного предпринимательского сообщества в переговорах с монополистами на рынке доставки. Председатель Российского союза малых предприятий Елена Мильто поддержала действия властей, которые позволяют бизнесу объединиться. «То, что сделали в Челябинске, мне очень импонирует, и я очень хочу, чтобы это получилось», – сказала она.
Рестораторы Челябинской области обратились к губернатору Алексею Текслеру с просьбой повлиять на сервисы доставки Delivery Club и «Яндекс.Еда», чтобы те снизили комиссию за свои услуги. Эти компании берут за свои услуги от 28% до 35% комиссии от стоимости блюд. Представители челябинской сферы общепита в нынешних условиях, когда рентабельность многих заведений сократилась в разы, считают такой процент «грабежом». По их мнению, приемлемой могла бы быть комиссия 15%.
В Министерстве экономического развития Челябинской области сообщили, что готовы начать переговоры с федеральными сервисами.
Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, председатель Российского союза малых предприятий Елена Мильто считает, что со стороны региональных властей будет правильно вступить в переговоры с сервисами-монополистами, высказать свою позицию и предложить снизить ставку. В обмен власти могли бы предложить «подстегнуть ситуацию с онлайн-доставками», считает она. В конечном итоге эти компании заинтересованы в том, чтобы работать в Челябинской области или в любом другом регионе присутствия, и их нежелание покидать этот рынок можно использовать на пользу местному бизнесу, полагает эксперт.
Мильто полагает, что переговоры на высшем уровне могут быть успешными. «А если бы вообще несколько регионов объединились, то тогда, наверное, и на общероссийском уровне можно было бы требовать от монополистов поменять условия», – поделилась она своим мнением с «Клубом Регионов».
Одновременно региональные власти предлагают кафе и ресторанам, которые перешли на доставку продукции, воспользоваться новыми предложениями регионального фонда предпринимательства «Территория бизнеса», которые были разработаны по поручению губернатора Текслера. Одно из них построено на принципе «предприниматель помогает предпринимателю», который заключается в том, что бизнес, который на время карантинных мер имеет возможность перепрофилироваться на доставку, может оказывать услуги компаниям, которые планируют развивать или расширять собственную сеть доставки. «Территория бизнеса» выступает посредником между компаниями. По данным Минэка, сегодня в базу включены 22 компании, готовые заниматься доставкой, и семь фирм, которые нуждаются в этих услугах.
При этом региональные власти готовы оказывать поддержку предприятиям, готовым перевести свой бизнес в онлайн. Они договорились с компанией Napoleon IT, которая на бесплатной основе готова разработать для предпринимателей приложения, и с компанией «Xpage», которая поможет местному бизнесу создать сайты на льготных условиях.
Елена Мильто отмечает, что, пока основные сервисы не соглашаются снизить свои ставки, на рынки выходят новые компании, готовые предложить те же услуги по более приемлемым ценам. «А то, что сделали в Челябинске, мне очень импонирует, и я очень хочу, чтобы это получилось. Потому что объединяться в такое время – это правильно. Показывать свою позицию по отношению к монополистам, которые не идут на контакт, – это тоже правильно», – считает эксперт.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов обращает внимание, что бизнесу, который ранее не был ориентирован на работу онлайн и никогда не занимался доставкой, для «раскрутки» этого направления потребуются дополнительные ресурсы и время, в том числе и для привлечения клиентов, которые привыкли получать те же услуги при помощи других посредников.
Отметим, что Челябинская область была одним из первых регионов, где власти расширили список предприятий, имеющих право на деятельность во время пандемии. Также в рамках своих полномочий областное правительство снизило налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения и ЕНВД для малого и среднего бизнеса и выделило дополнительное финансирование для предоставления льготных займов для предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях.
Накануне губернатор Текслер заявил, что для пострадавших организаций в два раза снизят ставку налога на имущество, а также снизят налог на имущество арендодателям в обмен на предоставление ими отсрочки и снижение размера арендной платы для арендаторов из пострадавших сфер.
При этом Текслер сообщил, что возвращение к нормальной работе всех предприятий в области будет проходить в три этапа. Первый этап предусматривает открытие сфер экономики «с низким уровнем социальных контактов»: парикмахерских, стоматологических кабинетов – а следом за ними также непродовольственных магазинов. Заметим, что парикмахерские и стоматологии в области уже действуют. В рамках второго этапа предусмотрено открытие отраслей «со средним уровнем социальных контактов»: крупных магазинов, торговых центров, фитнес-клубов, кафе и ресторанов. «Мы видим по опыту западных стран: от двух до четырех недель уходит между первым и вторым этапами. И третий этап – это сферы с высоким уровнем контактов, массовыми контактами. Это более поздняя перспектива, по ней говорить рано», – отметил губернатор. При этом он подчеркнул, что в конечном итоге все будет зависеть от динамики распространения коронавируса.