Челябинск и Магнитогорск по итогам 2020г. не достигли показателей федеральной программы «Чистый воздух» по снижению вредных выбросов. В этих городах зафиксировано существенное увеличение объемов загрязнения атмосферы. Такие данные содержатся в докладе Минприроды РФ. В нем говорится, что объемы выбросов в атмосферный воздух в Магнитогорске выросли на 64%, в Челябинске – на 13%.
По мнению политолога Александра Подопригоры, такие показатели ведут к серьезным политическим рискам для губернатора Алексея Текслера: «Именно по этим программам и в части экологии политические последствия для губернатора с высокой вероятностью возможны. Но решение о том, в какой форме это будет сделано, остается за федеральными властями».
Напомним, что ранее федеральным центром была поставлена задача снизить объем выбросов в 12 наиболее экологически загрязненных городах страны.
Экологическая ситуация в Челябинской области также обсуждалась в ходе встречи президента Владимира Путина с губернатором Алексеем Текслером в августе этого года. Текслер тогда доложил, что «по сравнению с 2017г. мы добились снижения выбросов от стационарных источников на 17,7%». При этом Путин в ответ заявил, что в его документах – «на 15%». «Это говорит о том, что лично президент сейчас следит за состоянием экологии на Урале вообще и в частности в Челябинской области, – сказал Подопригора. – Потому что именно Челябинская область наиболее проблемная. Такие вопросы, как экология, относятся к компетенции власти, она обладает достаточными ресурсами, чтобы эту ситуацию менять. Экологический вопрос в Челябинской области давно стал политическим. Вопросы доверия и недоверия власти в регионе напрямую зависят от того, насколько население видит какие-то перемены. И сейчас ситуация осложняется тем, что население видит, как губернатор даже на уровне президента докладывает о снижении выбросов, в то время когда город задыхается от выбросов».
При этом эксперты отмечают, что сама работа региональных властей по снижению выбросов оставляет вопросы: «Очень легко все списать на промышленность. Выход на максимально экологически чистые технологии – это вопрос экономического развития, это вопрос инвестиций. Это то, что должно решаться, и то, что решается, но решается очень медленно. Но нельзя все сбрасывать на предприятия. 30–40% загрязнений – это выбросы транспорта. При Текслере ведется речь, что мы примем новую транспортную концепцию, которая будет экологически чистая. Но этот вопрос не решается, пока одни разговоры. Это то, что относится к ведению власти, и то, где, не дожидаясь перевооружения комбинатов, можно было бы снижать выбросы. Но все это пока только разговоры. И остаются вопросы к работе с промышленниками. К примеру, у нас замминистра экологии Виталия Безрукова допрашивали, и ему вменялось, что он предупреждал промышленников перед выездом туда с экологической проверкой», – добавил Подопригора.
Стоит сказать, что в УрФО увеличение объемов выбросов в атмосферный воздух также зафиксировано в городе Нижний Тагил Свердловской области.