Руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин обратился к мэру столицы Сергею Собянину с предложением разработать схему освоения подземного пространства столицы. Ранее Левкин продвигал пилотный проект по строительству подземного квартала в центре города, заявляя о том, что «потенциал наземного развития Москвы исчерпан». Архитекторы с Левкиным не согласны и объясняют подобные инициативы «предложениями заинтересованных структур».

Руководитель столичного департамента градостроительной политики Сергей Левкин предложил мэру Сергею Собянину внести изменения в распоряжение правительства от 11 августа 2011г., которое содержит полный перечень отраслевых схем развития и размещения в Москве объектов разного назначения. Схемы должны быть разработаны или актуализированы в 2011-2012гг. Согласно постановлению, в столице планируется разработать 40 отраслевых схем, в том числе размещения автовокзалов, транспортно-пересадочных узлов, гаражей, велостоянок, объектов торговли, культуры, индустрии отдыха и туризма, жилья и гостиниц и даже общественных туалетов. Схемы освоения подземного пространства среди них нет.

Ранее г-н Левкин выдвигал идею строительства первого столичного подземного квартала в районе станции метро «Университет». Как утверждает чиновник, «потенциал классического, наземного развития Москвы исчерпан»: «Значит, нужно уходить под землю, создавая там парковки, общественные учреждения, магазины шаговой доступности. Все мегаполисы развиваются по такому пути. Эта концепция заложена в программу «Градостроительная политика». Однако, по словам Левкина, конкретного плана по углублению столицы в недра земли пока не существует - сначала нужно решить правовые вопросы.

«Идеи подземного города пугали нас еще при Лужкове, - рассказал «Клубу Регионов» член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, – и мы надеялись, что все это ушло вместе с Лужковым и с его воровскими чиновниками. Но, как видим, не ушло». По словам архитектора, подобные инициативы чиновников показывают «не очень серьезную осведомленность» о реальной гидрогеологической структуре Москвы. Как пояснил эксперт, Москва представляет собой «термитник», который пронизан всякого рода тоннелями на глубине от 70 до 200 метров. При этом устойчивости в московских грунтах очень мало. «У нас место болотистое, по одному из этимологических толкований, Москва – это «мокрое место», поэтому вторгаться в подземную инфраструктуру Москвы чрезвычайно опасно», - пояснил собеседник «Клуба Регионов». Кроме того, по словам Алексея Клименко, подземное строительство «чрезвычайно» дорогостоящее: «Но там же контроля нет – это все непрозрачно, поэтому очень может быть, что за этим стоят предложения заинтересованных структур».

Заявление Левкина о дефиците места для нового строительства в Москве архитектор назвал «глупостью»: «Гигантские полосы промзон, никак не освоенные, колоссальный ресурс развития у Москвы есть, нужно просто голову приложить и обратиться к экспертам. А после расширения границ Москвы пространств будет еще больше».

Реакция Сергея Собянина на предложение главы департамента градостроительства пока неизвестна. Однако Алексей Клименко отметил, что одобрение инициативы «вполне возможно». «Собянин вряд ли глубоко осведомлен о гидрогеологических особенностях Москвы», - отметил эксперт.

Напомним, это не первая инициатива столичных властей, вызвавшая общественный резонанс - ранее Собянину предлагалось также освоение воздушного пространства Москвы путем строительства дорог на крышах малоэтажных построек – штрассенхаусов.