Врио губернатора ЕАО Мария Костюк – человек из команды Ростислава Гольдштейна, и она продолжит проекты, начатые ее предшественником, уверен политолог, член общественной палаты ЕАО Константин Земляникин. В интервью «Клубу Регионов» он отметил, что Костюк – местная, и это облегчит ее принятие жителями и элитами.
– Насколько ожидаемым для экспертов и для элит ЕАО оказался перевод Гольдштейна в другой регион?
– В свое время Ростислав Гольдштейн, отвечая на вопрос о досрочном убытии из региона в связи с переходом на другую работу, фактически подтверждал, что это может произойти. Так что в местном сообществе этот вариант обсуждался, в том числе, вариант с преемником в лице Марии Костюк. Но ожидалось, что это состоится ближе к новому году или в январе 2025 года.
– Как Костюк примут в регионе уже в качестве первого лица, учитывая, что она там многим знакома?
– Здесь в основном ревниво относятся к приходу людей со стороны, поэтому, думаю, решение президента поддержит большинство. В фонд «Защитники Отечества» она уходила с должности зампреда правительства, где курировала вопросы внутренней политики и ряд других важных социальных направлений. И она оставила этот пост не так давно, так что я бы сказал, что она интегрирована во все основные проекты и сохранит преемственность в их реализации, потому что она человек из команды Гольдштейна. Плюс, она контактная, хорошо работает со всеми СМИ. Другое дело, что Костюк придется работать уже в новом статусе.
– Какое наследие своей сменщице оставил Гольдштейн?
– Его почти пять лет отмечены запуском многих инвестиционных проектов, он здесь начал перестройку ЖКХ, опережающими темпами велось строительство дорог. Особое место занимает важный для инвесторов проект прокладки газопровода по территории области, который удалось здесь заземлить благодаря поддержке сенаторов, Валентины Матвиенко. Все эти проекты дальше нуждаются в ручном сопровождении, и многое будет зависеть от команды, которую сформирует Костюк. Насколько мне известно, будут замены в правительстве, в частности, среди зампредов. При этом, у Гольдштейна были серьезные связи на федеральном уровне, даже Силуанов признавал, что у губернатора получается вышибать деньги. Хватит ли таких связей у Костюк – тоже вопрос. С другой стороны, президент однозначно дал понять, что она получит поддержку федерального центра и его личную. Ну и кроме того, ЕАО входит в зону внимания полпреда Трутнева, так что, думаю, нового губернатора без поддержки не оставят.
– Политолог Александр Кынев считает, что в политическом плане Гольдштейн область «закатал в асфальт». Что об этом скажете?
– В этой фразе мне видится применение каких-то репрессивных рычагов, но здесь этого не было. Однако здесь была выстроена жесткая управленческая вертикаль как по партийной, так и по линии государственного, муниципального управления. В качестве примера скажу, что почти все главы районов возглавляли отделения ЕР, а сам Гольдшейн был секретарем регионального отделения. А все политические разборки здесь сначала придушил ковид, а потом началась СВО.
– Оппозиция в ЕАО есть? Как она может проявить себя на губернаторских выборах?
– Оппозиция никуда не делась, но, например, ЛДПР свои политические амбиции после муниципальных выборов поумерила, потому что они получили значительно больше депутатских мандатов, чем КПРФ. А вот коммунисты свою активность значительно снизили, они сосредоточены на внутрипартийной работе и работе по СВО. Но точно могу сказать, что если партии выдвинут своих кандидатов, то им дадут пройти муниципальный фильтр, ни для одного из кандидатов он не станет серьезным препятствием.