Губернатор Севастополя Михаил Развожаев озвучил список кандидатов на пост своих заместителей. В числе новых вице-губернаторов – москвичи, имеющие за плечами опыт работы в федеральных министерствах. Наблюдатели разошлись в оценках кадровых решений главы региона. Одни негативно оценивают появление «очередных варягов» и опасаются, что Развожаев повторяет ошибки своего предшественника, другие, наоборот, видят надежду на качественные изменения в системе управления Севастополя.
Глава Севастополя Михаил Развожаев внес в заксобрание региона кандидатуры пяти новых вице-губернаторов. Два ключевых поста займут москвичи, прошедшие управленческую школу в федеральных органах власти. Алексей Парикин, ранее работавший в департаменте экономического анализа и финансов Минкавказа РФ, будет курировать бюджетную сферу, централизованную бухгалтерию, капитальное строительство, управление госимуществом, дорожное хозяйство, ветеринарию, контролировать проведение процедур госзаказов, заниматься налоговой и финансовой политикой. Второй новичок в правительстве региона – Игорь Михеев, экс-сотрудник Минпросвещения РФ. Он сменит Ольгу Тимофееву и будет курировать сферу образования.
Свои позиции сохранили Александр Кулагин (социальная сфера и здравоохранение), Светлана Пирогова (планирование деятельности правительства и исполнительных органов власти) и Мария Литовко (экономическое и цифровое развитие). Добавим, что Литовко и Пирогова также приехали на работу в Севастополь из Москвы (в 2017 и 2019г. соответственно).
Наблюдатели по-разному оценивают кадровый подход Развожаева. Так, одни называют новое правительство «надеждой Севастополя», другие считают его очередным нашествием варягов и вспоминают негативный опыт предшественника Развожаева, Дмитрия Овсянникова, чьи назначенцы жестко конфликтовали с местными кадрами и элитами.
Практических плюсов того, что практически все заместители Развожаева – москвичи, больше, чем минусов, считает политолог, председатель совета директоров консалтинговой группы «РосПолитКонсалт» Игорь Титов: «Элите региона давно необходима перезагрузка. Город, переживший историю «Крым наш», переживший историю перекраивания бюджетов и выстраивания новых производственных связей и обновление элит, требует свежей крови. Нельзя долго крутиться в одной банке, должна быть естественная санация. Это важный закон развития любого общества и региона».
При этом Титов выразил надежду, что губернатор позвал в свою команду людей с громкими профессиональными достижениями, а не просто хороших знакомых, с которыми работал в Красноярске и Минкавказа. «Хорошо бы, чтобы это был не «блатняк» и не «рекомендованные» кем-то сверху люди, а профессионалы, которые работают эффективнее, чем те местные кадры, которые были до них, – говорит эксперт. – Ведь вся местная элита была сформирована и выросла на Украине, где качество образования и подготовки управленцев не слишком высокое. Ничего не имею против этих людей, но управленцев в Москве наверняка готовили лучше. А новые знания и профессиональные подходы Севастополю совсем не помешают. Кроме того, Развожаев не должен быть зависим от местных элит. Он это понимает и формирует свою команду из независимых и не вовлеченных в местные распри чиновников. Да, они чужие, но они профи. А если не профи, то им в любое время дадут билет обратный — и «чемодан, вокзал, Москва». И в этом есть своя логика. Петр I тоже привозил варягов».
По мнению эксперта, заксобрание скорее всего одобрит губернаторский список, однако при этом «вопросов будет задано много». И здесь все будет зависеть от дипломатического подхода Развожаева и его команды, интегрированной в местные элиты, и оттого, «насколько они сумеют договориться, успокоить или что-то пообещать».
Севастополь начинает превращаться в нормальный субъект Федерации, в нем появляются горизонтальные перемещения чиновников из одного региона в другой, отмечает политический эксперт Владимир Джаралла: «Раньше это было нормально для всей России, и только в Крыму и Севастополе мы сталкивались с рассуждениями о варягах, с неким предубеждением к ним. Теперь поняли, что эффективность – единственный критерий для оценки чиновника. Местные кадры часто подвергались критике именно за неэффективность. Да, с 2014г. уже можно было бы интегрироваться с тем, что произошло с Крымом, но местные, назначенные «по блату», элементарно не могли справиться со своими обязанностями, справиться с массивом документов. Отсюда и хроническое запаздывание по всем программам».
Эксперт подчеркивает, что эффективность самого Развожаева позволит людям поверить и в его команду. «При помощи Москвы и своих личных способностей ему удалось погасить конфликт элит. Новые назначения выглядят хорошей практикой, их эффективность покажет время. Отмечу, Москва уже шесть лет пристально наблюдает за Севастополем. Много раз случались прямые контакты, когда выручали, помогали. Последний пример – визит куратора Крыма Марата Хуснуллина (вице-премьер РФ, ранее вице-мэр Москвы. – Прим. ред.) и помощь в решении проблемы водообеспечения, когда проблема решается конкретно и быстро».
По мнению эксперта, заксобрание Севастополя не будет тянуть с утверждением предложенных Развожаевым кандидатов. «Все понимают, что протест в данном случае будет означать новый конфликт, а для Севастополя уровень допустимой конфликтности давно исчерпан. И в случае чего мы увидим совсем другую реакцию со стороны Москвы», – говорит Джаралла.
Добавим, представленный список кандидатов на ключевые посты правительства депутаты рассмотрят на заседаниях комитетов. Затем 10 ноября на очередном пленарном заседании парламентарии заслушают кандидатов и проголосуют по каждому из них.
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»