Формированию единой российской идентичности сегодня мешает «разделительная линия» между жителями центральной России и Северного Кавказа, заявил руководитель ВЦИОМа Валерий Федоров. Кавказовед Максим Шевченко убежден, что преодолеть межэтнические противоречия возможно, однако «нужно говорить не о единой идентичности, а о едином пространстве» граждан с российским паспортом. По мнению публициста Егора Холмогорова, для преодоления «психологического раскола» в стране нужно изменить «варварскую модель» поведения кавказских элит «и центр должен транслировать эту установку главам республик».
По мнению главы ВЦИОМа Валерия Федорова, основную проблему российской идентичности сегодня составляет «разделительная линия» между жителями крупных городов и в целом центральной России с одной стороны и представителями северокавказских регионов с другой. К такому выводу эксперт пришел по результатам исследования «Современная российская идентичность: измерения, вызовы, ответы», в котором приняли участие более 1,5 тыс. человек. Исследование было проведено по заказу международного дискуссионного клуба «Валдай», который соберется в середине сентября. Его тема в этом году – «Многообразие России для современного мира».
«Разделительная линия», по словам Федорова, возникла вследствие активной миграции кавказцев в столицу и города центральной России. Однако решение этой проблемы есть, говорит он: «Если мы сумеем гармонизировать отношения, осознаем, что жители Кавказа такие же россияне, как и мы, с такими же правами и возможностями, и если отдельные представители этих республик будут вести себя в большом городе так, как принято в большом городе, - может быть, встречное движение начнется, и мы поймем, что неважно, какой ты национальности, а (важно) какой ты человек».
По мнению кавказоведа и публициста Максима Шевченко, люди всегда будут разделяться по этническому принципу. «Этничность для человека – это существенная вещь для его личной психологической идентификации. И это абсолютно нормально. И только безумец может поставить задачу смешать всех в одну кучу», - сказал эксперт «Клубу Регионов».
Однако общность россиян может быть достигнута через гражданство и равные права, уверен Шевченко: «Нужно говорить не о единой идентичности, а о едином гражданском пространстве. Бурят, якут, чукча, русский, чеченец – все разные. Но если человек имеет паспорт РФ, то его права не должны зависеть от его происхождения. Посмотрите: суды в Москве и в других регионах выносят совершенно разные приговоры». Эксперт полагает, что обеспечивать равноправие и гражданскую идентичность должен «тот, кто называется гарантом Конституции», т.е. президент.
Комментируя результаты исследования ВЦИОМа, публицист и общественный деятель Егор Холмогоров отметил, что социологи в очередной раз указали на тот «очевидный факт», что в России «общего фундамента нет». Причины этого, по его мнению, стоит искать в политике федерального центра, который «вместо наведения порядка на Северном Кавказе повел сложную игру на подкуп местных региональных элит». В результате это привело «к совершенно неадекватному самосознанию в этих элитах, которые они транслируют в массы граждан своих республик». «Это установка на безудержное самовосхваление, на ощущение абсолютной безнаказанности, на нетрудовую этику, в рамках которой достижения человека оцениваются не по тому, сколько он наработал, а сколько он наскандалил и сколько смог выбить из центра. Так себя может вести только завоеватель в завоеванной стране. Сейчас молодое поколение на Кавказе – это новые варвары», - заявил «Клубу Регионов» Холмогоров.
По мнению эксперта, эти процессы наиболее очевидны в Чечне, что продемонстрировал скандал вокруг конкурса «Россия 10», который показал главные раздражители Северного Кавказа для остальных россиян.
Все это приводит к «психологическому расколу» страны, преодолеть который может только руководство страны, считает Холмогоров. Для этого необходимо оздоровление экономической и политической ситуации на Северном Кавказе, а также приведение его моральных стандартов к европейским нормам: «Усилия должны быть направлены не на то, чтобы в нас воспитывать терпимость к этой варварской модели, а на то, чтобы эту варварскую модель изменить. И центр должен транслировать эту установку главам республик, причем в достаточно жесткой форме».