Совет Федерации намерен внести в Госдуму законопроект, устанавливающий единые механизмы формирования региональных общественных палат. Предполагается, что треть палат будет формироваться губернаторами, треть – региональными парламентами, а оставшаяся треть – самими членами общественных палат. Авторы закона считают, что таким образом будет обеспечена независимость палат от губернаторов. Часть экспертов сомневаются в необходимости единого подхода. По их словам, зачастую заксобрания также контролируются губернаторами, поэтому общественные палаты останутся такими же «ручными и стерильными, как и сейчас». По мнению других, предлагаемая сенаторами процедура формирования общественных палат демократична и позволяет привлечь к работе наиболее активных общественников.
В Госдуму РФ планируется внести законопроект, регулирующий деятельность общественных палат регионов. Документ будет внесен по инициативе Совета Федерации. «Совет Федерации и Общественная палата Российской Федерации уже достаточно длительное время совместно работали над проектом закона, регулирующего организацию деятельности общественных палат субъектов РФ. Было проведено множество совместных мероприятий, где прозвучали содержательные предложения и замечания, которые были учтены в проекте документа», – заявил председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Новый закон направлен на выработку единообразия в подходах к формированию региональных общественных палат. В настоящее время подходы к организации этой структуры в субъектах РФ различны.
По предложению авторов законопроекта, треть палат будет формироваться губернаторами, треть – региональными парламентами, а оставшаяся треть – самими членами общественных палат. В Совфеде считают, что таким образом будет обеспечена эффективная работа и независимость палат, в том числе от губернаторов.
Член общественной палаты Новосибирской области, политобозреватель Алексей Мазур в интервью «Клубу Регионов» сказал, что он против формирования всех региональных общественных палат по одному принципу: «Я против унификации законодательства. Таким образом исключается возможность творчества в регионах. Правильнее, на мой взгляд, было, чтобы в одном регионе свой способ формирования общественной палаты, в другом – свой. Потом смотрим, что получились, и положительный опыт мультиплицируем. Если такой опыт в каком-то регионе есть и он показал хороший результат, то этот опыт надо распространять. Но я уверен, что просто кому-то в голову пришла мысль, что так будет хорошо и давайте по всей стране делать так. Я думаю, что ничего хорошего из этого не получится. Будут такие же стерильные, ручные общественные палаты, как и сейчас. В том числе потому, что большинство заксобраний губернаторы контролируют».
По мнению Мазура, эффективность общественных палат зависит не от того, каким способом она формируется: «Эффективность общественной палаты зависит от того, как она функционирует и насколько просто через нее проводить общественные инициативы. В настоящее время общественные палаты устроены так, чтобы общественные инициативы через них не проходили. А когда власть хочет легитимизировать свои решения, то общественная палата быстро принимает нужное решение. Когда приходишь в общественную палату с предложением, а давайте сделаем то-то, и сначала ты мучаешься с тем, чтобы убедить своих коллег, а потом чиновники и депутаты спокойно игнорируют предложения общественной палаты. В Новосибирской области мы сталкивались с этим неоднократно. И лично мне проще контактировать напрямую с чиновниками, чем делать это посредством Общественной палаты».
Председатель Общественной палаты ЕАО Наталья Матиенко предполагает, что органы власти регионов могут выступить против такого законопроекта, так как он повышает авторитет общественных палат. «Судьба у этого законопроекта сложная, она продолжается более двух лет. Он очень сложно идет, потому что это будет эффективный закон, который даст некую самостоятельную платформу для деятельности региональных общественных палат. И непринятие органами власти норм, которые в этом законе предусмотрены, связано не с новым подходом к формированию, а с тем, что он предусматривает финансирование общественных палат. А есть и другие законы, которые упрочат авторитет и позиции общественности через общественную палату. Например, закон об общественном контроле, где основным субъектом общественного контроля выступают региональные общественные палаты. Поэтому власти задумаются, принимать или нет такой закон. Но в теории это были бы очень демократичные и правильные формы взаимодействия, общественно-государственного партнерства», – сказала в интервью «Клубу Регионов» Матиенко.
По ее словам, у многих общественников в их регионе в настоящее время есть много претензий к процедуре формирования Общественной палаты: «В регионе 1 декабря 2015г. было объявлено о формировании второго созыва Общественной палаты. Процедурно в законе прописано, что губернатор, проводя консультации с общественными организациями, выбирает 12 человек из представителей общественности, уважаемых людей области для включения в Общественную палату. Сама постановка вопроса вызывает недоумение. Мне поступает масса звонков от общественников с вопросами – как пойти в Общественную палату? А как попасть в этот состав? Как включиться? То есть фактически весь новый состав от губернатора ЕАО рисуется на коленке где-то в правительстве ЕАО. На эту процедуру общественность никакого влияния не имеет. Более открытая и более демократичная процедура в заксобрании ЕАО, куда все общественные организации могут подать свои заявки».
Матиенко также сообщила, что правительству ЕАО предлагалось изменить порядок формирования Общественной палаты «на тот, что сейчас предлагает Совет Федерации, но эти инициативы поддержаны не были».
Зампред Общественной палаты Свердловской области, директор Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин назвал демократичным предложенный сенаторами подход к формированию региональных общественных палат: «Мне кажется, формула палаты, состоящей из трех частей, приемлема. Это создало бы одинаковые условия для формирования и функционирования общественных палат. Мне кажется, этот принцип вполне демократичен и позволит наполнить общественные палаты теми представителями общественных организаций, активистами, которые действительно реально влияют на ситуацию. Если кто-то выпал из поля зрения губернатора или заксобрания, затем уже сами общественники могут предложить свои кандидатуры, чтобы они могли принимать участие в работе Общественной палаты».
Стоит сказать, что в Свердловской области Общественная палата формируется по принципу, который и предлагает Совфед. Гагарин подчеркнул, что у общественников, благодаря в том числе и этой модели, налажены рабочие отношения с региональными властями: «Мы в Общественной палате не чувствуем зависимости или давления губернатора. Я думаю, что у нас сложились вполне демократические отношения. У нас каждый член Общественный палаты может высказать свое мнение, и оно будет предметом обсуждения. Мои коллеги ведут активную общественную деятельность во всех сферах».
Председатель Общественной палаты Тамбовской области Владимир Пеньков считает излишним включение в процесс формирования общественных палат депутатов региональных парламентов. «В Тамбовской области Общественная палата состоит из 90 человек. 30 человек утверждаются губернатором, 30 человек избираются губернаторской тридцаткой из представителей региональных общественных объединений, и затем эти две трети объединяются и по представлению муниципальных общественных организаций формируют третью треть. Практика показывает, что подключение сюда еще и представительного органа власти может усилить властное присутствие. Мне кажется, если 60 человек независимых от губернатора и 30 сформированных по губернаторскому списку, то здесь арифметика достаточно проста. То есть новации Совета Федерации заключаются в том, чтобы дать возможность принимать участие в формировании общественных палат парламентариям. Но тут возникает вопрос, а везде ли заксобрания обособленно и самостоятельно работают от губернатора? И есть ли смысл тогда усложнять процедуру?» – сказал в интервью «Клубу Регионов» Пеньков. По его словам, самостоятельность в работе общественных палат «зависит от тех вопросов, которые берутся и от тех, кто берется за эти вопросы».
Добавим, что законопроект Совета Федерации также предлагает, что в региональной палате должно быть не менее 21 и не более 102 членов.