«Клуб Регионов» узнал мнение экспертов о том, легко ли регионам избегать коммерческих кредитов и всегда ли их наращивание – следствие сговора властей и банков, как заподозрил Владимир Путин. Экономист Наталья Зубаревич напомнила, что регионы пошли в банки для выполнения майских указов президента в 2012г., а федеральный бюджет пришел им на помощь лишь спустя два года.
Владимир Путин на своей большой пресс-конференции высказал подозрение о сговоре властей регионов с банками, которые часто берут коммерческие кредиты. «Нужно прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты. Ведь что происходит: часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Нет, не делают этого. Сразу возникает вопрос: почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками?» – поделился своими размышлениями президент.
Согласно данным Минфина РФ, доля коммерческих кредитов в общей структуре госдолга регионов составляла на 1 октября 2017г. 24%, при этом у 15 субъектов объем долга перед коммерческими банками превышал 50% от общей задолженности. Безусловным лидером по объему коммерческих кредитов был Ненецкий округ, долг которого на 100% состоял из кредитов, взятых в коммерческих организациях. На втором месте была Астраханская область (83% коммерческих кредитов против 17% бюджетных). Кабардино-Балкария занимала третье место – в структуре ее долга доля коммерческих кредитов составляла 78%.
Депутат Госдумы от Астраханской области Олег Шеин полагает, что сговор между регионом и банком при получении кредита фактически невозможен, поскольку все эти процессы происходят публично на площадке госзакупок, и кредит в итоге предоставляет банк, предложивший наиболее низкую ставку.
Что касается Астраханской области, то она, по словам Шеина, вынуждена была наращивать долговые обязательства после падения нефтяных доходов в 2014г. «Соответственно регион продолжал нести прежние расходы и в результате оказался в ситуации пикирующего бомбардировщика, и размер долгов региона вырос с 14 до 29 млрд руб., то есть практически вдвое превысил доходы регионального бюджета», – описал он ситуацию. При этом у региона был период, когда он обращался к федеральным кредитам, которые, по словам Шеина, «вовсе не подарок»: «Они даются под очень жесткие условия, и, если они не выполняются, эти средства могут быть изъяты, что крайне дисбалансирует текущую бюджетную ситуацию». Коммерческие кредиты, по мнению депутата, иногда даже выгоднее бюджетных. Астраханская область выполнить требования федерального Минфина не смогла и вернулась к коммерческим кредитам. «Но в результате область оказалась в ситуации очень серьезных финансовых потрясений, что сопровождалось увольнением десятков тысяч людей из бюджетного сектора, уничтожением льгот для 43 тыс. ветеранов по стажу, и примеры можно продолжать», – сказал Шеин.
Свердловская область, у которой в октябре коммерческих кредитов было всего 28%, пытается досрочно их гасить. Как сообщил «Клубу Регионов» депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских, регион направит на это дополнительные доходы, которые появились в конце 2017г. «Свердловская область – одна из областей с развитой экономикой, но даже ей, видимо, указали на то, что надо избавляться от коммерческих кредитов. Но, с моей стороны, это правильное решение. Потому что, если вам в регионе нужны деньги, есть определенные порядок, требования и инструкции – собирайте документы, приходите в Минфин и доказывайте, что вам это необходимо на выполнение полномочий или реализацию программ. Я не думаю, что федеральный центр откажет, если будет нормальное обоснование и нормально подготовленные документы», – рассуждает депутат. «Требования Минфина выполнимы», – подчеркнул Альшевских.
Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич к словам Владимира Путина отнеслась скептически. Она напомнила, что регионы начали обращаться к банкам, как только на них легли обязательства по выполнению майских указов. «Когда пришлось их выполнять, федералы не больно что регионам добавили. 70, а то и 80% всех расходов на выполнение указов пришлось на региональные бюджеты. Поэтому в конце 2012 и, самое страшное, в 2013г. адски рос долг, и в основном это был долг коммерческим банкам. Федеральный бюджет и Минфин очухались только в 2014г. и начали что-то делать, и в 2015–2016гг. действительно регионам навалили приличные дополнительные бюджетные кредиты», – напомнила Зубаревич.
А дальше, по ее словам, часть регионов действительно смогла реструктурировать свои долги, но часть по-прежнему продолжает кредитоваться в коммерческих банках. Зубаревич объясняет это следующим образом: «Если бюджет региона проседает по доходам, это повод пойти в коммерческий банк, потому что бюджетных кредитов, как и трансфертов, вам быстро никто не добавит. Но есть регионы, которые никаким Макаром не хотят оптимизировать расходы. И мы все их знаем: это Мордовия, Хакасия, Карелия и еще ряд других. И они настолько управленчески беспомощны или настолько лихо тратят деньги на поддержку национальной экономики, что их долг продолжает расти». Вот с такими субъектами, по словам экономиста, и нужно разбираться. «А чохом говорить, что все, кто наращивает коммерческие долги, – это редиски, у которых есть частный интерес, – это очень хорошее объяснение, только оно сделано для того, чтобы переложить ответственность с федеральной головы на региональную», – резюмировала эксперт.
Напомним, что буквально за день до пресс-конференции президента спикер парламента Хакасии Владимир Штыгашев раскритиковал Минфин РФ. «Я просто напомню, коллеги, чтобы всем было понятно. Никакой дополнительной помощи республике никто не оказывал. Ни-ка-кой! Ни одного рубля! Единственное, что нам заместили коммерческие кредиты, которые мы брали, и нас туда загоняли», – заявил парламентарий на заседании Верховного Совета республики.